12 августа 2020 15:17

12 августа 2020 15:17

Форменная эволюция

Изучение истории форменного обмундирования показывает, что его развитие непосредственным образом связано с жизнью общества, происходящими в нём социальными процессами и требованиями времени. Эту закономерность подтверждает и эволюция форменного костюма железнодорожников России.
О форме служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель Царскосельской железной дороги Герстнер выписывал форму для кондукторов вагонов из­-за границы.

Изучение истории форменного обмундирования показывает, что его развитие непосредственным образом связано с жизнью общества, происходящими в нём социальными процессами и требованиями времени. Эту закономерность подтверждает и эволюция форменного костюма железнодорожников России.

ГАЛУНЫ НА ОБШЛАГА

О форме служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель Царскосельской железной дороги Герстнер выписывал форму для кондукторов вагонов из­-за границы.

Накануне открытия регулярного движения поездов Петербурго­Московской линии было утверждено «Положение о составе Управления С.­Петербурго -­ Московской ж.д.», где было указано, что весь персонал разделяется на четыре роты. Первую составляли машинисты, их помощники и кочегары, вторую ­ обер­кондукторы и кондукторы. Им всем полагался мундир военного образца, головным убором служила каска. Кондукторам и обер­кондукторам полагался фашинный (широкий, изогнутый) нож на чёрной портупее.

 

Начиная с 1855 года, происходят большие изменения в покрое форменного обмундирования. Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, вводится право отличать выслугу лет серебряными галунами: за пять лет службы мастерам и машинистам Николаевской дороги полагались галуны на обшлага рукавов, за десять лет к ним прибавлялись галуны на фуражку и воротник.

 

В 1871 году появилась эмблема Главного общества российских железных дорог: два распростёртых крыла с колесом. Позднее эмблема несколько видоизменялась, но смысл оставался прежний ­ скорость, точность. Первая единая форма одежды для всех железных дорог России (кроме Финляндии) была введена в 1878 году. 3а всё время существования Министерства путей сообщения дореволюционной России, его служащие подразделялись на четыре разряда: инженеры, чиновники центральных учреждений, чиновники местных учреждений, железнодорожные служащие. К последним относился обслуживающий персонал станций и депо. Отличие форменного костюма для них заключалось главным образом в цвете выпушек по роду служб (красный, зелёный, синий и жёлтый).

 

24 августа 1904 года Высочайше утверждаются изменения в форменном обмундировании гражданских чинов министерства путей сообщения, теперь чиновники и инженеры имели семь установочных форм обмундирования: парадную, праздничную, обыкновенную, особую, будничную, летнюю и дорожную.

 

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ­ НИЖЕ ПУГОВИЦЫ

В первые годы Советской власти железнодорожники донашивали старые костюмы, но без эмблем. Первая советская форма была введена в 1926 году. Следующие изменения прошли через шесть лет, их особенностями являлись тёмно­синий цвет ткани и знаки различия красной эмали, размещённые на петлицах. У высшего командного состава ­ звёздочки, у среднего ­ шестигранники, у младшего и рядовых ­ углы. Эта форма просуществовала до 1943 года, когда были введены персональные звания и новые знаки различия, располагавшиеся на погонах. У высшего, старшего и среднего командных составов погоны были военного образца из серебряного галуна на светло­зелёном подбое. Погоны младшего и рядового составов изготовлялись из сукна чёрного цвета, имели комбинированную форму: от воротника нашивался прямоугольный погон, оканчивающийся у рукава поперечным шестиугольником.

 

Принадлежность к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства определялась по расположенной ниже пуговицы эмблеме из оксидированного металла. Строители носили эмблему в виде моста, вагонники ­ в виде вагона, локомотивщики ­ паровоза, движенцы получили в качестве эмблемы светофор, связисты ­ скрещённые молнии, знак административной службы представлял собой изображение серпа и молота, наложенных на французский ключ и молот. Эта форма в 1955 году была заменена формой гражданского образца. 3наки различия перенесли на петлицы.

 

В 1963 году покрой формы вновь изменился. Появилась эмблема железных дорог СССР ­ колесо и крылья. Технический знак (молоток и ключ) сохранился. Согласно приказу 1973 года, полагались нарукавные знаки в виде пятиугольника с золотистыми галунами. 3наками рядового состава служили пятиугольники шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 85 ­ 108 мм. Поле пятиугольников ­ из ткани чёрного цвета. Нашивались они на левом рукаве пальто, пиджака, жакета и куртки, вершиной вниз, в окантовке зелёного цвета помещён жёлтый технический знак в венке, над венком ­ эмблема железнодорожного транспорта. В нижнем разрыве венка надпись «МПС».

 

РАЗНОЦВЕТНЫЙ КАРАКУЛЬ

Форменная одежда образца 1979 года в основном повторяла предыдущую. Сохранялся установленный чёрный цвет зимней и светло­серый цвет для летней одежды. Утверждался табель должностей работников транспорта на получение форменной одежды, непосредственно связанных с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов.

Комплект одежды 1985 года включал двубортное пальто и костюм, состоящий из пиджака (с открытыми лацканами, двубортного у высшего и старшего начальствующего составов и однобортного у остальных, двумя боковыми прорезами и одним нагрудным карманом) и брюк цвета пиджака. Цвет зимней формы ­ тёмно­синий, летней ­ светло­серый.

 

Головным убором служила фуражка с тульёй из ткани костюма и чёрным околышем. Женщинам полагался шерстяной берет по цвету костюма. 3имой фуражку заменяла шапка­ушанка из серого каракуля ­ для высшего состава, из чёрного каракуля ­ для старшего и среднего составов, из цигейки или искусственного меха чёрного цвета ­ для остальных категорий работников. 3наки различия были заимствованы из приказа 1979 года. Весь прибор: пуговицы, кокарда, эмблема, галуны, шитьё ­ жёлтого цвета.

 

 С января 1995 года была введена новая форменная одежда. 3наками различия служили наплечные знаки полупогоны или с поперечным размещением звёзд. Эмблема железнодорожного транспорта представляет собой эллипсообразное колесо с крыльями. Для лиц высшего и старшего начальствующего состава она вышивалась золотистыми нитями. Для среднего, младшего начальствующего и рядового составов ­ изготавливалась из металла золотистого цвета. Кокарда для головных уборов ­ эллипс шириной 22 мм и высотой 30 мм с полем тёмно­зелёного цвета в золотистом обрамлении с крыльями и двумя лавровыми листьями у основания. На поле расположен технический знак золотистого цвета. Для высшего начальствующего состава он может быть вышит, для остальных изготовляется из металла.

 

Жизнь не стоит на месте, внося коррективы во все сферы деятельности человека. Нет сомнения, что поиск новых моделей костюмов будет продолжен.

Мария Балтрашевич
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30