09 августа 2020 05:35

09 августа 2020 05:35

Интерфейс энергии

На долю Российских железных дорог приходится около шести процентов общероссийского потребления электроэнергии. Её учёт и контроль ­ основная задача, которая возникла сразу, как только отрасль была электрифицирована.
Рыночные отношения, подстегнувшие энергоёмкие структуры на поиски возможностей не только экономить энергоресурсы, но и зарабатывать на их «транспортировке», привели к внедрению новых технологий на предприятиях.
Мы встретились с начальником Энергосбыта Красноярской железной дороги Анатолием ХРЕСТИНИНЫМ.

На долю Российских железных дорог приходится около шести процентов общероссийского потребления электроэнергии. Её учёт и контроль ­ основная задача, которая возникла сразу, как только отрасль была электрифицирована.

 

Рыночные отношения, подстегнувшие энергоёмкие структуры на поиски возможностей не только экономить энергоресурсы, но и зарабатывать на их «транспортировке», привели к внедрению новых технологий на предприятиях.

С  начальником Энергосбыта Красноярской железной дороги Анатолием ХРЕСТИНИНЫМ мы встретились в помещении, где расположена автоматизированная система коммерческого учёта электроэнергии (АСКУЭ). Сюда, на Толстого, 20, «стекается» информация по энергопотреблению со всей магистрали ­ 37 тяговых подстанций от Мариинска и Междуреченска до Тайшета.

 

­ Преимущества организации учёта при помощи АСКУЭ общеизвестны и применяются как за рубежом, так и в России на средних и крупных промышленных предприятиях. В Красноярске автоматизированная система есть на «Красноярскэнерго», алюминиевом заводе и у нас, ­ рассказывает Анатолий Александрович. ­ Такие энергоёмкие гиганты заинтересованы в сбережении энергоресурсов.

Внедрение АСКУЭ на РЖД началось в конце 90­х годов.

Основная доля платежей за электроэнергию в отрасли приходится на оплату электрической тяги подвижного состава. Поэтому в начале 2003 года был поднят вопрос применения новых технологий в учёте электроэнергии, потребляемой объектами железнодорожного транспорта. Необходимо было обеспечить условия для планирования и закупки строго необходимого количества электроэнергии на Федеральном оптовом рынке электроэнергии­ мощности (ФОРЭМ).

 

Чтобы оптимизировать затраты электроэнергии, расходуемой на тягу подвижного состава, в марте 2003 года был запущен проект «Модернизация системы учёта электроэнергии на тяговых подстанциях». В него входили работы по установке оборудования, выполняющего сбор первичных данных для учёта электроэнергии, построению сетевой инфраструктуры, обеспечивающей передачу информации с первичного оборудования, разработке программного обеспечения для сбора и вынесения информации на монитор с целью контроля энергопотребления железнодорожным транспортом.

 

АСКУЭ ­ это комплекс контрольно-измерительной аппаратуры, коммуникаций связи (сетей передачи данных), ЭВМ и программного обеспечения. Всё это размещается в двух небольших комнатах «Энергосбыта».

В общем виде комплекс представляет собой счётчики энергии и мощности с цифровым интерфейсом, а также устройства сбора и передачи данных, модемы и линии оптово­волоконной связи. Есть отдельные каналы связи и передающее оборудование. Сервер с установленным специализированным программным обеспечением (для сбора и анализа данных от нескольких счётчиков или групп потребителей) расположен в отдельной комнате, где соблюдается строгий температурный режим.

 

Сегодня  АСКУЭ решает многие задачи, связанные с точным учётом и контролем потребляемой энергии,  возможностью выхода на конкурентный рынок электроэнергии, внедрением программ энергосбережения.

Анатолий Хрестинин, сидя за пультом управления системой, показывает данные, которые можно получить в любой момент ­ количество потреблённой или переданной энергии и мощности (с учётом суточных, зонных или других тарифов).  АСКУЭ даёт возможность обеспечить хранение этих измерений (например, в течение месяца, года и т.д.) и доступ к этим данным для произведения расчётов с поставщиком­потребителем.

 

 Наглядно видно потребление энергии и мощности. Такой анализ режимов за месяц­два позволяет обнаружить просчёты в организации работы предприятия и исправить ситуацию. Важным элементом сбора информации являются диспетчерский контроль фактического потребления электроэнергии и отслеживание отклонений от графика. За это предусмотрены большие штрафы.

Уже сейчас наличие на предприятии АСКУЭ (обязательное условие при выходе на рынок) позволяет использовать преимущества строгого учёта и даёт возможность перейти на свободный рынок электрической энергии. На основании данных по энергопотреблению, движению поездов и метеоусловиям на заданных участках железной дороги  формируются необходимые заявки и электронные документы на приобретение электроэнергии на оптовом и розничном рынках.

 

Сегодня железная дорога обладает значительным потенциалом устройств энергетики. Поэтому совместно с энергоснабжающими организациями может разрабатывать необходимые технологические решения на балансирующем рынке. Субъект оптового рынка электроэнергии, контролируя в режиме реального времени её потребление, может докупить необходимый объём или продать излишек. Мы ­ магистраль рынка электроэнергии. Через устройства энергоснабжения за 2006 год транспортировано более четырёх миллиардов киловатт­часов. Эта электроэнергия идёт потребителям «Красноярскэнерго», «Кузбассэнерго», «Хакасэнерго», которые своевременно оплачивают услуги КЖД.

 

ДОСЬЕ "КЖ"

80 процентов объёма всей потребляемой электроэнергии приходится на тяговые подстанции, которые обслуживаются в границах «Красноярскэнерго», 12 ­ «Хакасэнерго», 8 процентов ­ «Кузбассэнерго».

В 2007 году Красноярская магистраль по республике Хакасия в границах ОАО «Хакасэнерго» покупает электроэнергию на оптовом рынке. Это стало возможным благодаря тому, что смонтирована и успешно работает система АСКУЭ. В результате этого тариф на розничном рынке на соответствующем уровне напряжения составляет 34,12 копеек, а на оптовом ­ 30,38. Разница тарифов снизит расходы на оплату электроэнергии по дороге в 2007 году на 9 миллионов рублей.

Сегодня ведётся работа по выходу магистрали на оптовый рынок в 2008 году в границах «Красноярскэнерго». Учитывая объём покупки, можно предположить значительное снижение оплаты эксплуатационных расходов.

Ирина Шалыгина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30