30 мая 2020 12:56

30 мая 2020 12:56

Саянский современник Петербурга

Как известно, Санкт-­Петербург был основан в 1703 году Петром Великим. А через семь лет казанские татары основали на излучине реки Кан село Ирбейское.
Когда Кан впадает в Енисей ­ это большая и полноводная река, которая может вполне сравниться по ширине с Рейном или Невой. В том же месте, где в него впадает маленькая речка Ирбейчик, Кан ещё неширок и неглубок. Это, впрочем, не мешает ему разливаться в половодье на несколько сотен метров.

Как известно, Санкт-­Петербург был основан в 1703 году Петром Великим. А через семь лет казанские татары основали на излучине реки Кан село Ирбейское.

 

«ЗАГАДОЧНЫЙ КРАСИВЫЙ МУЖЧИНА»

Когда Кан впадает в Енисей ­ это большая и полноводная река, которая может вполне сравниться по ширине с Рейном или Невой. В том же месте, где в него впадает маленькая речка Ирбейчик, Кан ещё неширок и неглубок. Это, впрочем, не мешает ему разливаться в половодье на несколько сотен метров.

 

Однако сибирские татары поставили возле устья Ирбейчика свои кибитки. Было это в 1710 году. По своему названию Ирбейское ­ родственник Иркутска. В основе обоих слов лежит тюркский корень «ир»,  что означает «красивый». Слово «куть» означает (подобно русскому «закуток») угол, место между печью и стеной, поэтому «Иркутск» в переводе значит «красивый уголок». А вот слово «бей» переводится как «мужчина», «князь». Так что своим названием село Ирбейское обязано некоему загадочному «красивому мужчине».

 

Русские стали селиться в Ирбейском лишь с 1762 года, когда Екатерина II разрешила помещикам ссылать крестьян в Сибирь (таких крестьян называли «посельщиками»). До этого же Ирбейское было самым восточным поселением исламского мира (впрочем, здесь жили не только казанские татары­-мусульмане, но и сибирские татары, ныне почти исчезнувшие как народ и почитавшие языческих богов).

 В конце XVIII века река Ирбейчик стала своеобразной этнической границей ­ на правом берегу жили татары, на левом ­ русские. Отношения между двумя народами были не слишком гладкими...

 

КАНСКИЙ КЛОНДАЙК

В следующем, девятнадцатом веке, в русле Кана началась золотая лихорадка. Когда сегодня мы едем по трассе Абакан ­ Тайшет и пересекаем Сисим, Кан, Бирюсу, нам и в голову не приходит, что полтора века назад на этих дремучих берегах кипела жизнь. В бассейнах саянских рек часто встречался золотоносный песок, причём золота в нём было значительно больше, чем в Калифорнии (где позднее и родился сам термин «золотая лихорадка»). Например, в 1860 году в Енисейской губернии было добыто более двух третей всего российского золота (или около половины мировой добычи).

 

Труд золотоискателя был исключительно ручным и изматывающим. Надо было сначала поработать ломом, разбив крепкую породу, затем выбрать песок лопатой, отвезти на тачке к берегу и промыть на лотке. Золотоискатель гарантированно получал себе к старости радикулит и ослабленное (от постоянного напряжения в поисках золотых крупинок) зрение. Зато и прибыли были фантастическими. Нормальной считалась, скажем, прибыль в 800 рублей на один вложенный рубль. Современным  олигархам такое и не снилось.

 

В это время транссибирский тракт проходил не севернее, как сейчас (через Иланский и Нижний Ингаш), а шёл через Ирбейские земли и далее до Бирюсы. Эта дорога так и называлась ­ Бирюсинский тракт ­ и была создана специально для нужд золотоискателей. Правительство даже планировало строить через будущий Ирбейский район официальный (так называемый «царский») тракт. Но золотые запасы сибирских рек к тому времени сильно истощились, поэтому дорога пролегла в другом месте.

Золотая лихорадка закончилась. Однако ещё в прошлом веке многие крестьяне уходили в тайгу и жили добычей золота.

 

СЕЛО ЗА ЧАСОВНЕЙ

altНа въезде в современное Ирбейское путешественник встречает странное сооружение, чрезвычайно напоминающее на вид Покровскую часовню, которая изображена на десятирублёвой купюре и возвышается над краевым центром.

Часовня эта посвящена Параскеве Пятнице и возведена на народные средства. Расположена она, правда, в отличие от красноярской, не на горе, а под горой, возле святого родника. Вода его, как считается, имеет целебные свойства, ею можно лечить больные глаза, и многие даже увозят её в другие сёла.

 

Мимо родника проходят и автомобильная, и железная дороги, а дальше они разделяются. Автомобильная ведёт в районный центр, а железная ­ на станцию, которая находится от него в нескольких километрах.

Само село Ирбейское раскинулось вдоль левого берега Кана по обе стороны от устья Ирбейчика. Длина посёлка в несколько раз больше его ширины, поэтому единственный автобусный маршрут (недавно запущенный по посёлку) обеспечивает большинство его транспортных проблем. Главная улица, которая носит имя Ленина (как и в большинстве посёлков нашей страны), растянулась вдоль Кана, наподобие набережной. Тут установлен памятник ирбейским партизанам, с этого места открывается широкий вид на излучину реки. Неподалёку ­ пересечение улиц Ленина и короткой улочки Красноармейской. На Красноармейскую выходят районная администрация (главное здание), Дом культуры и местная достопримечательность ­ музей.

 

КОЛЫБЕЛЬНЫЙ ДУХ ВРЕМЕНИ

Ирбейский краеведческий музей открылся несколько лет назад в деревянном здании прямо напротив администрации.

Сейчас музей делит помещение с детской библиотекой. Вся экспозиция помещается в трёх комнатах. Первая (это даже не комната, а своеобразная прихожая, через которую проходит каждый зашедший в здание музея) посвящена животному и растительному миру. Среди экспонатов не только рисунки и чучела зверей и птиц, но и настоящие кости мамонта (в крупных музеях они обычно убраны под стекло, здесь же вблизи видно, какие они на самом деле ­ жёлтые, схожие больше с потрескавшимся деревом). Вторая комната представляет историю района, в том числе мемориальные доски героев тех многочисленных войн, которые вели и Российская империя, и Советский Союз, и нынешняя Россия.

 

Самым же интересным является третий зал музея, где выставлены предметы быта и обихода XIX­ХХ веков. На большинстве экспонатов указаны не только их название и время изготовления, но и имя дарителя ­ музей действительно можно назвать народным. Зал стилизован под крестьянскую комнату начала ХХ века. В нём есть все предметы мебели, необходимые в то далёкое время ­ от архаической печки до вполне современного комода. Подвесной колыбели больше ста лет. У тех детей, которых в ней качали (а их, несомненно, было много ­ по­-другому в крестьянских семьях не бывало) теперь уже свои внуки и правнуки.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31