Сведения поступали самые противоречивые. Одни пугали непроходимостью трассы "Колыма", другие - БАМом (Северобайкальск - Тында). В реальности всё оказалось и проще, и сложнее одновременно...
"/> На край земли | Красноярский железнодорожник | Газета от 20080829 | 15 полоса
06 августа 2020 21:38

06 августа 2020 21:38

На край земли

Отправляясь в автопробег из Иркутска в Магадан, мы, члены клуба семейных путешествий "Байкальское кочевье", очень мало знали о том, что нас ждёт впереди.
Сведения поступали самые противоречивые. Одни пугали непроходимостью трассы "Колыма", другие - БАМом (Северобайкальск - Тында). В реальности всё оказалось и проще, и сложнее одновременно...

Отправляясь в автопробег из Иркутска в Магадан, мы, члены клуба семейных путешествий "Байкальское кочевье", очень мало знали о том, что нас ждёт впереди.

Сведения поступали самые противоречивые. Одни пугали непроходимостью трассы "Колыма", другие - БАМом (Северобайкальск - Тында). В реальности всё оказалось и проще, и сложнее одновременно...

 

 Первый участок пути выглядел нетрудным: трасса Жигалово - Магистральный вполне пригодна для движения автомобилей любых марок. Непростым оказался крутой и каменистый перевал Дабан, но сначала мы слегка заблудились в районе Улькана. К счастью, Лиза Резник из московского экипажа ("Ниссан Патрол"), отслеживающая дорогу по GPS, быстро обнаружила ошибку, и мы возвратились на верный путь.

 

СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК

- ТЫНДА

(1200 километров)

 Мы и сейчас (статья написана в Якутске вечером 22 июля. - Прим. авт.), хотя не добрались ещё до конечной точки маршрута, уверены: дорога от Северобайкальска до Тынды была самым сложным отрезком всего пути. Это уже подтвердили наши товарищи - москвичи на "Патроле", покинувшие нас в Тынде, где мы вынуждены были надолго задержаться для ремонта "Нивы". Добравшись до Магадана, они сообщили: трасса "Колыма" вполне проходима. Они знали, о чём говорили, ведь БАМ мы прошли вместе!

 Дорога до Нового Уояна - не асфальт, конечно, но вполне приличная грунтовка (около 180 километров). Там расспрашиваем местных жителей, которые не без доли гордости сообщают: "Следующие 140 километров будете ехать девять часов!" Испуганные, выкатываемся на трассу - она оказывается вполне приемлемой! Но примерно через 50 километров постепенно ухудшается, начинаются ямы, камни, мелкие броды. Местами выезжаем на железнодорожную насыпь и едем вдоль рельсов, это оказывается гораздо удобнее. Но постоянно приходится съезжать вниз - для пересечения мелких ручьёв и речек. Деревянные мосты и мостики по всей трассе БАМа часто оказываются разрушенными, и нам нередко приходится выбирать между такими мостиками и неглубокими бродами, которые всегда обнаруживаются рядом.

 

 В Северомуйск прибываем глубокой ночью, уложившись за семь часов. Встречаемся с людьми, обслуживающими знаменитый - самый протяжённый в России - Северомуйский тоннель. Надо сказать, этот и другие железнодорожные сооружения на данном участке производят сильное впечатление! Ворота тоннеля открываются автоматически при приближении поезда, но ими можно управлять как с места (из специального кабинета), так и из Иркутска. Ворота здесь просто необходимы: они препятствуют промерзанию. Внутри скалы, где проложен Северомуйский тоннель, стекает очень много воды (на стоке образуется целая река). Отводы воды, вентиляция, освещение - всё устроено крайне сложно и очень продуманно. Иначе нельзя: тоннель протяжённостью 15,5 километра (!) невозможно содержать в порядке, если его оборудование будет барахлить. А ведь здесь ежесуточно проходит 10 пар поездов, и это, как говорят специалисты, далеко не предел. Жаль, что это грандиозное сооружение строго охраняется и закрыто для посещения туристов...

 Витимским автомобильным мостом нас пугали ещё в Иркутске, рассказывая, что местные водилы перелетают через него, только выпив предварительно 100 граммов. Всю дорогу пытаемся выяснить, что он из себя представляет. Внятные пояснения получаем лишь от начальника дистанции пути Самата Янмурзина (по телефону из Таксимо, так как сама дистанция - на той стороне Витима). Он советует не очень бояться, но всё же прогуляться по 500-метровому мосту, прежде чем на него въезжать.

 

 Приезжаем, прогуливаемся. Выясняем, что нынешний автомобильный мост сделан на основе бывшего железнодорожного или, по крайней мере, по его подобию. Сверху уложены шпалы, но ни отмостков, ни ограждений нет до самой середины. Главная задача - ехать прямо. С водительского сиденья краёв моста не видно. Останавливаюсь каждые 100 метров, открываю дверцу и проверяю расстояние от левого колеса "Нивы" до края шпал. Выезжаем все трое ("Нива", "Патрол" и "Датсун") на ту сторону Витима. До сих пор недоумеваю, как через Витим переезжают большегрузные автомобили, у которых от колеса до края остаётся не более 10 сантиметров. И ведь переезжают же! Никто и ни разу с этого моста ещё не упал (слава богу!). В который раз убеждаюсь: здесь, на северах, живут и работают исключительно профессионалы.

 Следующее испытание - железнодорожный мост через Куанду. Тут иного пути нет, и Самат Янмурзин, зная, что наш автопробег осуществляется при поддержке РЖД, даёт нам разрешение на проезд по этому мосту. Правда, предупреждает, что "Нивы" здесь скребут по рельсу мостами.

 Однако ранним утром следующего дня мы при активной помощи путейцев преодолеваем и это препятствие. Высокий "Ниссан" делает это без особого труда, а "Нива" действительно слегка скребёт по рельсу, и мои товарищи быстро бегут вдоль полотна, подкладывая доски в разрывы между шпалами. А всё те же доблестные путейцы очень быстро приподнимали "Ниву" и ставили куда надо. Снова убеждаюсь: мужики знают своё дело. Эти люди становятся для нас своего рода олицетворением БАМа - надёжные, сильные, умелые. Всю дорогу встречаем на БАМе именно таких. Поэтому лично я за работу этого участка железной дороги совершенно спокойна. Мужики не подведут. Да и в целом состояние магистрали и работа дороги вызывают уважение: везде порядок, чистота и ухоженность. Все начальники станций ждут, что скоро здесь пойдёт большой поток грузов, и готовы к этому...

 Спокойно доезжаем до Чары и далее до Хани. Но на этот раз местные пугали не зря. При переправе через Тазы (на лебёдке) "Нива" нахлебалась воды и на берегу категорически не завелась. Не завелась она до самой Тынды, куда доблестные железнодорожники доставили её на платформе.

 

ТЫНДА - ЯКУТСК

(1000 километров)

 Потеряв трое суток на ремонт, трогаемся в путь. Стоит упомянуть о железнодорожниках, которые в Тынде тоже немало нам помогали. Без проблем доставили "Ниву" в город, а при необходимости были готовы везти её и дальше. Терпеливо выполняли все наши просьбы.

 Начальник Тындинского отделения дороги Георгий Щербаков дал нам обширное и концептуальное интервью о перспективах магистрали и её роли в развитии региона, причём не в духе парадно-романтическом, свойственном традиционному представлению о БАМе, а демонстрируя сугубо деловой подход, очевидно, свойственный нынешней политике ОАО "РЖД".

 Да, БАМ является становым хребтом региональной экономики. Но БАМ не может выполнять функции полного жизнеобеспечения и не нуждается в очередном грандиозном притоке населения: в XXI веке всё должно решать не число, а умение и высокие технологии. Короче, тотальный прагматизм (ему веришь больше, чем громогласным прожектам)...

 

 По дороге в Якутск встречаем разнообразных путешественников - юную автостопщицу из Москвы и пожилого велосипедиста из Швейцарии, делимся впечатлениями, а девушку даже два дня везём с собой. Фотографируемся у примечательного места, где кончаются рельсы.

 Железная дорога на Якутск, именуемая "малым БАМом", активно строится, мы видели это собственными глазами: насыпь и мосты уже проложены почти до столицы Республики Саха. Но рельсы заканчиваются раньше. Мы зафиксировали это место и с сожалением расстались на время с "железкой". Потеряв столь мощного союзника и помощника, мы почувствовали себя не столь защищёнными.

 В Якутск по причине отставания от графика было решено не заезжать. Город расположен в стороне от трассы, переправляться туда нужно на пароме. Но в "Датсуне" зашумела коробка передач, и это обернулось трёхдневной остановкой в столице республики...

 

ЯКУТСК - МАГАДАН

 Старт намечен на завтрашнее утро. Мы отстаём от графика на полторы недели, но не теряем надежды достигнуть своей цели...
Елена Веселкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31