15 августа 2020 07:25

15 августа 2020 07:25

Голая правда машиниста

Алексей Смоляк работает машинистом уже 20 лет. Случалось всякое, но большую часть этого времени он вспоминает с улыбкой.
Обычный день машиниста-инструктора моторвагонного депо Красноярск: с утра занятия в техклассе, днём внеплановый экзамен для поездной бригады электропоезда, которая вовремя не обнаружила неисправность и допустила опоздание на 10 минут от расписания. А вечером за ужином, приготовленным любимой супругой, кстати, тоже железнодорожницей, сынишка расскажет, каких пассажиров он возил сегодня по Детской дороге.

Алексей Смоляк работает машинистом уже 20 лет. Случалось всякое, но большую часть этого времени он вспоминает с улыбкой.

Обычный день машиниста-инструктора моторвагонного депо Красноярск: с утра занятия в техклассе, днём внеплановый экзамен для поездной бригады электропоезда, которая вовремя не обнаружила неисправность и допустила опоздание на 10 минут от расписания. А вечером за ужином, приготовленным любимой супругой, кстати, тоже железнодорожницей, сынишка расскажет, каких пассажиров он возил сегодня по Детской дороге.

 

 На утренний экзамен приглашена специальная комиссия во главе с начальником депо. Инструктор Алексей Смоляк - экзаменатор строгий, но справедливый.

 - Зря никого не наказываю, - говорит он.

 Как только машинист и помощник из провинившейся бригады справились с разъяснением электросхем и ответами на экзаменационные билеты и дополнительные вопросы, Алексей возвращается на своё второе рабочее место. Сейчас он исполняет обязанности заместителя начальника депо.

 На повестке дня - приём на работу двух новых сотрудников. Алексей Владимирович изучает анкеты, и только после этого у него находится пара минут для общения с корреспондентом "КЖ".

 

 На вопрос о начале трудового пути он с улыбкой просит секретаря добыть из сейфа трудовую книжку, приговаривая: "Надо же доподлинно узнать, откуда я на железной дороге взялся". Кстати, как выяснилось, дед нашего героя работал стрелочником на станции Балай. "А остальные родственники уже моему примеру следовали, когда на дорогу приходили".

 Алексей окончил железнодорожный техникум (по специальности он электротехник), отслужил в армии - всё как положено. Затем были курсы машиниста электропоезда, повышение квалификации с третьего класса до первого.

 В 1990-е годы, когда он начал ездить самостоятельно, дачников было на порядок больше, а электричек на четверть меньше, чем в наши дни. Электротранспорт находился тогда на пике популярности: автодороги разбиты, а билеты весьма дёшевы. Приходилось формировать специальные дачные составы из 20 вагонов длиной в полкилометра.

 

 От тесноты и духоты в вагонах случались экстраординарные ситуации. Однажды после обхода состава помощник Алексея Смоляка вернулся в кабину машинистов с круглыми глазами.

 Выяснилось, что в одном из вагонов четверо пассажиров разделись догола и зачем-то выбросили одежду в окно электрички.

 Настоящий профессионал тем и отличается, что умеет принимать трезвые решения даже в таких нелепых ситуациях. Машинист Смоляк отдал распоряжение перекрыть вагон, дабы не смущать других пассажиров созерцанием "обнажённой натуры". Затем связался по рации с начальником ближайшей станции и попросил найти любую одежду для четырёх человек. На конечной станции, в Красноярске, пассажиров, имевших, как выяснилось, психические расстройства, встретили родственники и поблагодарили поездную бригаду за заботу...

 

 В 2003 году Алексей перешёл на должность машиниста-инструктора. Рассказывает, что в Германии человек должен перед этим проработать за правым крылом локомотива не менее 20 лет и получить права на все виды тяги. Так что даже по европейским стандартам Алексей Смоляк - инструктор полноправный.

 Если в депо приходит новая техника, с которой нужно познакомить молодых машинистов, он сначала сам разбирается в технической начинке по методу демонтаж - монтаж. Последний из "подопытных" - локомотив с современной системой отопления и электрическими аппаратами новой разработки.

 

 Кроме занятий в Красноярске, инструктор Смоляк ездит в Абакан, Дивногорск, Боготол и Иланскую: такой у него протяжённый участок. Конёк сурового экзаменатора - ставить локомотивным бригадам задачи по поиску решений в нестандартных ситуациях. У самого Алексея за годы работы таких ситуаций было немало.

В День железнодорожника машинист-инструктор моторвагонного депо Алексей Смоляк был награждён памятным знаком "За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет".

Максим Орехов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31