25 мая 2020 18:34

25 мая 2020 18:34

Князь-кочегар

Рекорд скорости перемещения на самое дальнее расстояние в XIX веке был установлен министром путей сообщения России.
Осенью 1895 года из коренной Сибири - с северо-восточной окраины Томской губернии - до северной столицы поезд князя Михаила Ивановича Хилкова, занимавшего в то время должность министра путей сообщения, проехал всего за 5 суток!

Рекорд скорости перемещения на самое дальнее расстояние в XIX веке был установлен министром путей сообщения России.

Осенью 1895 года из коренной Сибири - с северо-восточной окраины Томской губернии - до северной столицы поезд князя Михаила Ивановича Хилкова, занимавшего в то время должность министра путей сообщения, проехал всего за 5 суток!

 

 18 сентября 1895 года он отправился со станции Мариинск и к 23 сентября проделал путь длиной в 4500 вёрст (верста равна 1066 м) до Санкт-Петербурга по Сибирской железной дороге, в то время ещё только строившейся.

 Местные газеты об этом событии написали так: "18 сентября в 6 часов вечера министр путей сообщения от станции Мариинск Средне-Сибирской железной дороги выехал экстренным поездом в Петербург, о чём были уведомлены соответствующие дороги. Приезд в Петербург министра предположен 24 сентября утром. По пути от Мариинска до крохотного села Кривощёкова (теперь это двухмиллионный город Новосибирск), куда прибыл 19 сентября в 2 часа дня, г. министр осматривал постройку моста через р. Томь и другие работы по линии, а также интересовался отоплением паровоза каменным углём, найденным по р. Китату недалеко от линии железной дороги. Проба угля производилась на экстренном поезде в присутствии

г-на министра..."

 

 Далее в заметке восторженно сообщали, что отныне из Сибири, почти от берегов студёного Енисея, и до Невы, до Петербурга, можно добраться всего-навсего в пять дней. (Поезд министра князя Хилкова прибыл в столицу почти на сутки раньше намечавшегося срока.)

 Правда, была в той газетной заметке одна неточность. Проба угля не просто производилась в присутствии господина министра - сам князь Хилков лично брал её. И собственноручно на китатском угле провёл поезд, исполняя обязанности и кочегара, и машиниста паровоза, преодолев почти стокилометровый перегон от станции Тайга до Литвиново. Позднее об этом написали столичные издания. Сибирские журналисты тоже знали об эксперименте. Но не рискнули опубликовать сенсационную информацию о том, что сам министр выступил в роли кочегара и машиниста локомотива. Наверное, боясь, что читатель попросту не поверит этому. Дескать, врите, да не завирайтесь: министр, князь, действительный тайный советник (а это высокий чин в Табели о рангах, равный генеральскому) пятидесяти одного года от роду - и машинистом-кочегаром на паровозе едет. Никак бы такое в провинциальном сознании не уложилось.

 А ведь факт остаётся фактом! И ничего удивительного в нём нет, если обратиться к ранней биографии князя. В судьбе его случались такие неожиданные повороты, в наличии которых было трудно не усомниться и представителям высшего света, следовавшим мудрому совету древних "Nil admirari" ("Ничему не следует удивляться").

 

 Потомок рода князя Рюрика, более древнего, нежели царский род Романовых, князь Хилков получил отменное гуманитарное образование, знал восемь иностранных языков, окончил Пажеский корпус, потом короткое время служил в Министерстве иностранных дел.

 Когда в 1864 году ему исполнилось тридцать, он отправился в Америку. В Новом Свете поступил на службу в англо-американскую компанию, занятую постройкой Трансатлантической железной дороги. Начинал простым рабочим. Был кочегаром на паровозе, помощником машиниста. За четыре года жизни в Северо-Американских Штатах дослужился до места заведующего службой подвижного состава и тяги. Потом князь Хилков оставил Новый Свет. Год ещё работал слесарем в Ливерпуле (Великобритания) и уж только после этого наконец вернулся в Россию.

 Можно подумать, что на отечественной железной дороге ему сразу дали высокую должность. Ничуть не бывало! В России всё пришлось начинать с чинов не самых высоких.

 

 Сначала Хилков работал начальником дистанции пути на Курско-Киевской, Московско-Рязанской железных дорогах, затем на строительстве Закаспийской дороги.

 До назначения в самом начале 1895 года министром путей сообщения была ещё работа в Болгарии, после опять в России - начальником Самаро-Златоустовской, Оренбургской и других дорог, главным инспектором Российских железных дорог...

 Такова удивительная биография князя, министра, слесаря, кочегара, машиниста паровоза, установившего рекорд скорости перемещения по землям России от глубин Сибири до берегов Невы в сентябре 1895 года.

 Ни в одной книге рекордов сообщения об этом достижении не сыскать. Впрочем, это не так уж важно. Куда значимее, чтобы это было отмечено в списке славных дел истории освоения и развития Сибири.

Валерий Привалихин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31