26 мая 2020 22:40

26 мая 2020 22:40

Машинист и машина

Судьбы человека и паровоза оказались схожими: трудились, воевали, вышли в запас и оба скучают по работе
Однажды Владимир Сидоров, проходя мимо паровоза-памятника, услышал, казалось бы, малозначащий разговор.
- Папа, зачем здесь паровоз?
- Чтобы было красиво.
И больше ничегошеньки отец крохе сыну рассказать не смог.

Судьбы человека и паровоза оказались схожими: трудились, воевали, вышли в запас и оба скучают по работе

Однажды Владимир Сидоров, проходя мимо паровоза-памятника, услышал, казалось бы, малозначащий разговор.

- Папа, зачем здесь паровоз?

- Чтобы было красиво.

И больше ничегошеньки отец крохе сыну рассказать не смог.

 

Для Владимира Кузьмича, старого машиниста, паровоз, стоящий на привокзальной площади Иланского, - друг и соратник, и потому ветерану стало обидно, что молодые иланцы не знают своей истории. А ведь это город железнодорожников, и паровоз здесь не для красоты, а как символ целой эпохи - суровой войны и тяжёлого труда. Потому машинист нередко исполняет теперь роль экскурсовода на общественных началах.

 Мы идём по улице. Сидящие возле соседнего дома мужики посмеиваются:

 - Что, Кузьмич, опять тебя к паровозу повели?

 

"ЭМКА"...

 - В 85-м меня "списали" на пенсию и поставили начальником базы запаса, где стояли на вечном дежурстве такие же пенсионеры, как мы, только железные, - рассказывает Кузьмич. - В то время на базе депо было 67 паровозов (на случай войны в каждом депо держали зарезервированные машины в постоянной готовности).

 В 1989 году в Улан-Удэ прошло совещание начальников баз запаса. Из министерства приезжали, обсуждали, как сохранить паровозы.

 Однажды на базу приехал секретарь райкома Тепляшин и сказал, что получено указание поставить один из паровозов на вечную стоянку. Выбрали тогда для памятника на станции Иланская паровоз марки СО ("Серго Орджоникидзе"). Поставили в депо, начали готовить. Но в последний момент из управления дороги пришло указание передать СО в Красноярск. А в Иланской остался ЭМ730-73 ("Эмка").

 Построен он был в 1938 году на Коломенском заводе и много лет отработал на Октябрьской дороге. Когда же внимательно посмотрели паспорт паровоза, то оказалось, что он участник Великой Отечественной, даже имеет "ранение" - работая в прифронтовой колонне, получил повреждение второго барабана парового котла от немецкого снаряда. Потом при пополнении парка Красноярской дороги он оказался в локомотивном депо Иланская и работал в грузовом движении.

 А прошлой весной паровоз-ветеран поменял место стоянки, снова "подъехал" к вокзалу.

 - Когда стали его передвигать, начали разбирать ходовую часть, зачем-то поснимали втулки, - говорит Сидоров. - Современные машинисты слабо представляют, как работает поршневая группа. Помощник машиниста спрашивает у меня: "А как он идёт, когда колёса связаны? А назад как едет?" Говорю: "Сдавать назад нужно при помощи винтового реверса".

 

...И ВОВКА

 На паровозе Сидоров начал работать ещё подростком, на Забайкальской дороге. Когда в 41-м был объявлен призыв на фронт, их, 15-летних, собрали на станции Бада. Сначала отбирали в лётчики, а Владимир попал в группу локомотивщиков.

 - Тогда создавалось Хилокское училище железнодорожников, туда нас и повезли. В ангар загрузили, солдатской кашей накормили, а утром начали сортировать по группам, - вспоминает Владимир Кузьмич.

 В декабре 43-го Вовку уже в качестве бронебойщика отправили на прорыв блокады Ленинграда. Но до линии фронта доехать он не успел - разбомбили состав, одни колёса от поезда остались. Спастись удалось чудом. Лежали в болоте дотемна, ведь на берёзах "кукушки" сидят - финские снайперы. Вода ледяной коркой людей покрывала: декабрь. Кто выдержал - остался жив. Потом - бронь и на паровоз, а там и война закончилась. На Красноярскую же дорогу Володя попал случайно в марте 1950 года. Разговорился как-то с одним машинистом, тот и зазвал в Иланскую...

 На привокзальной площади кипела работа: три сотни железнодорожников укладывали брусчатку, разбивали клумбы. На "Эмке" красовалась свежая памятная надпись: "Горжусь тобой, трудяга паровоз".

- Каждый день прохожу мимо него, - смотрит ветеран на своего железного соратника. - И всё хочется спросить: "Ну что, брат, не надоело без работы стоять? Вот и я скучаю".

Надежда Морозова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31