12 августа 2020 15:23

12 августа 2020 15:23

Политика энергичных мер

Чтобы железная дорога не стала узким местом в развитии богучанского промышленного комплекса, понадобится коренная реконструкция участка Решоты - Карабула.
В минувшую пятницу на дорожном технико-экономическом совете, где обсуждались стратегии развития Красноярской магистрали до 2030 года, инфраструктурные проблемы ветки Решоты - Карабула были приведены к общему знаменателю.
Одна из ключевых тенденций геополитики в Красноярском крае - вывести регион из «никелевой» зависимости, диверсифицировав экономику путём создания промышленных кластеров.

Чтобы железная дорога не стала узким местом в развитии богучанского промышленного комплекса, понадобится коренная реконструкция участка Решоты - Карабула.

 

В минувшую пятницу на дорожном технико-экономическом совете, где обсуждались стратегии развития Красноярской магистрали до 2030 года, инфраструктурные проблемы ветки Решоты - Карабула были приведены к общему знаменателю.

 

«ЖЕЛЕЗНАЯ» СТРАТЕГИЯ

«Без принятия энергичных мер по модернизации структуры и обновлению подвижного состава к 2011 году железнодорожный транспорт может стать фактором не ускорения, а сдерживания экономического роста». С такой жёсткой формулировкой президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин аргументировал президенту России Владимиру Путину необходимость формирования государственной стратегии в области модернизации и развития железных дорог. Идея получила одобрение.

 

Стратегическая программа будет разделена на два этапа. Первый продлится до 2015 года и предполагает коренную модернизацию железнодорожного транспорта. Второй - до 2030 года и будет включать строительство важнейших социально значимых и грузообразующих линий протяжённостью более 20 тыс. километров.

Особое внимание в рамках стратегии будет уделено обновлению инфраструктуры на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, где без принятия упомянутых Якуниным «энергичных мер» не отстоять транспортного рынка.

 

Детали будут прорабатываться с учётом региональных векторов экономического развития. Поэтому на всех железных дорогах России пройдут технико-экономические советы, которым поручено сформировать предложения по разработке механизмов реализации общей «железной» стратегии.

 

КЛАСТЕРЫ И СТЫКИ

Одна из ключевых тенденций геополитики в Красноярском крае - вывести регион из «никелевой» зависимости, диверсифицировав экономику путём создания промышленных кластеров. Речь идёт в первую очередь о программе комплексного развития Нижнего Приангарья, в которой весьма значимая роль отведена ветке Решоты - Карабула. По словам губернатора края Александра Хлопонина, транспортная инфраструктура должна стать не тормозом, а стимулом экономического роста региона.

 

Сегодня эта линия, протяжённостью  257 километров, считается малодеятельной. Три пары грузовых поездов и пара пассажирских - вот и всё движение. По мнению главного инженера дороги Евгения Савченко, высказанному на дорожном техсовете,  при увеличении размеров движения до шести пар пропускная способность участка будет исчерпана. Между тем, в ближайшей перспективе только строительство алюминиевого комбината в Приангарье увеличит грузовую базу почти на 2,5 миллиона тонн в год. Сырьё для предприятия повезут из Австралии и Новой Зеландии через порт Находка и дальше по железной дороге.

 

Для того чтобы поднять пропускную способность участка Решоты - Карабула, в 2008 году запланировано строительство двух станций. Одна из них будет расположена на перегоне Поканаевка - Плашечная, другая  на перегоне Кучеткан - Карабула. С их введением можно будет пропускать по этому направлению уже 12 пар поездов. Станция Пихтовая, которая появится на 248 - 247 километрах, увеличит этот показатель до 14 пар.

 

Начальник дороги Владимир Рейнгардт озвученные шесть пар поездов  (предельных для существующей сегодня инфраструктуры участка) подверг сомнению:

- Я не согласен с этими расчётами. Проехал по этому участку - там  пропускная способность может быть выше. Надо поднять техническое состояние. Считаю, что это можно сделать за одно лето. Станции необходимо развивать, строить дополнительные пути. И, конечно, нужна программа реконструкции мостов.

ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ

Отдельной темой для обсуждения стали механизмы партнёрских отношений дороги с предприятиями-грузоотправителями, заинтересованность которых в развитии транспортной инфраструктуры должна выражаться и в инвестиционных эквивалентах.

Владимир Рейнгардт в качестве примера привёл Программу развития магистрального и промышленного железнодорожного транспорта Кузбасса на 2006 - 2008 годы, подписанную президентом компании «РЖД» Владимиром Якуниным, начальником Западно-Сибирской магистрали Александром Целько и губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым. В программе приняли участие 17 крупных промышленных предприятий. Их общие вложения в модернизацию измеряются 17,6 млрд. рублей.

 

Возможны ли подобные механизмы поддержки железнодорожной структуры частным капиталом в Красноярском крае? Участок Карабула - Решоты необходимо электрифицировать. И стратегия развития дороги до 2030 года такие вложения предусматривает. Проект будет стоить недёшево - затраты на электрификацию одного километра сегодня оцениваются в 12 миллионов рублей. Чтобы обеспечить электричеством весь участок, понадобится около двух миллиардов. Инвестиционные вложения «РусАла» в этот проект, безусловно, могли бы существенно ускорить его реализацию. Но сейчас участие предприятия в инфраструктурных проектах дороги исчерпывается  договорённостью о поддержке развития станций.    

 

Другая проблема, которую необходимо будет решать при развитии направления Решоты - Карабула,  - кадровый дефицит. При увеличении объёмов перевозок соразмерно будут увеличиваться и штаты. Для обслуживания участка понадобится ещё 600 железнодорожников. А значит и соответствующая социальная инфраструктура - жильё, детские сады, школы. Краевые власти предусматривают строительство в районе Карабулы посёлка городского типа. Заявить о том, сколько квартир в новом посёлке понадобится для размещения железнодорожных семей,  нужно уже сейчас.

 

На совете обсуждались стратегии и точки роста каждой службы дороги, размеры необходимых инвестиций,  долгосрочные проекты и конкретные механизмы их реализации. Заглядывая на 20 лет вперёд, в будущее дороги,  Владимир Рейнгардт подчеркнул, что проектное мышление начальников служб должно оперировать рыночными категориями. А основные усилия сосредоточатся на обозримом временном участке - ближайших пяти годах.

Мария Кузнецова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31