25 мая 2020 17:24

25 мая 2020 17:24

Фундаментальные находки

Совсем недавно музей Красноярского техникума железнодорожного транспорта переехал в просторное помещение, где можно выставить не только новые экспонаты, но и устраивать встречи выпускников разных поколений. Накануне профессионального праздника заведующая музеем Людмила Гостяева пригласила корреспондентов «КЖ» на экскурсию.
Многие экспонаты, неразрывно связанные с историей железной дороги, музею подарены. Есть коллекция старинных заводских знаков, фонари, флаги, номерной шнуровой коммутатор, предметы быта железнодорожников.

Совсем недавно музей Красноярского техникума железнодорожного транспорта переехал в просторное помещение, где можно выставить не только новые экспонаты, но и устраивать встречи выпускников разных поколений. Накануне профессионального праздника заведующая музеем Людмила Гостяева пригласила корреспондентов «КЖ» на экскурсию.

 

- Музей существует с 1975 года. У нас собраны предметы нескольких эпох - царской, советской и современной России. Когда в 1893 году началось строительство Транссиба от Оби до Иркутска, никто не думал, что спустя некоторое время, 13 мая 1894 года, Николай II утвердит открытие железнодорожного училища в Красноярске.

Документов и экспонатов того времени мало. Те, что есть, рассказывают о зарождении идеи создания техникума.

 

КОММУТАТОР И КОМИССАРЫ

Многие экспонаты, неразрывно связанные с историей железной дороги, музею подарены. Есть коллекция старинных заводских знаков, фонари, флаги, номерной шнуровой коммутатор, предметы быта железнодорожников. Когда-то эти вещи не вызывали удивления и особого интереса. Зато теперь каждая - уникальная находка.

 

Недавно в музей попали дореволюционные рельсы. Когда при строительстве нового красноярского вокзала вскрыли фундамент старого, в его основании нашли рельсы Белосельского кузнецкого металлургического завода (1894 г.), Надеждинского металлургического завода Воскресенского общества (1898 г.) и Нижнетагильского завода Демидова (1915 г.). Упоминания о таких заводах можно найти в словарях и книгах того времени, старых, с пожелтевшими страницами.

 

Особая доска почёта - фотографии 17 директоров учебного заведения, которые возглавляли его на протяжении более сотни лет. Именно они задавали тон развитию традиций. Интересно, что в царской России руководители имели воинские чины и носили погоны. Александр Парадовский - первый начальник училища (1907-1917 гг.), инженер-технолог, статский советник, популярная творческая личность в Красноярске. Во время гражданской войны он стал комиссаром железной дороги. В октябре 1918 года Александр Феликсович был расстрелян. Есть письмо Николая Секина, выпускника 1914 года, который был свидетелем последних минут жизни Парадовского:

- Твёрдый взгляд этого мужественного человека, истекавшего кровью, который свято верил в идею лучшей жизни, вызывал уважение.

ТРИ ГОДА ЗА ТАБАК

На протяжении 100-летней истории название учебного заведения менялось неоднократно: техникум путей сообщения паровозной специальности  (1920 г.), профессионально-техническая школа железнодорожного транспорта (1925 г.), Школа военных техников (1935 г.) и, наконец, Красноярский техникум железнодорожного транспорта (с 1953 г.).

Наиболее интересны документы периода Школы военных техников (ШВТ). Это название было присвоено на основании приказа наркома обороны Семёна Тимошенко о военизации техникумов. 800 курсантов ШВТ принимали участие в Великой Отечественной войне. Письма с фронта - истрёпанные треугольники с ровным, почти детским почерком.

 

Лаконичный документ, отражающий всю строгость военного времени, - Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта. Их ответственность за преступления по службе приравнивалась к военнослужащим. Например, за то, что студент ШВТ рассыпал в клубе табак, он был осуждён на три года. Всё это о прошлом.

 

ПАРОВОЗЫ ДЛЯ ИНТЕРЬЕРА

altО настоящем говорят документы выпускников последних лет. Среди них - фотографии руководителей разного уровня: председателя дорожного совета ветеранов Евгения Кувеко, первого заместителя начальника Красноярской магистрали Владимира Касаткина, главного инженера Красноярского отделения Андрея Грачёва. 

- Своими выпускниками техникум гордится. И всегда ставит их в пример молодым студентам, - говорит Людмила Гостяева. - Музей стремится отзываться на важнейшие события в жизни нашей страны и компании «РЖД».

 

День сегодняшний сложно обратить в музейную экспозицию - всё быстро меняется. Современные экспонаты стоят очень дорого. Для представления интерьера купе вагона пришлось долго согласовывать все вопросы с вагонным депо.

На территории учебного заведения есть полигон, на котором можно познакомиться с современной техникой дороги. Но вот машины послевоенного времени уже сложно найти. Сегодня создают только их модели в небольшом масштабе - 1:87, 1:120 для украшения интерьера. Все имеющиеся на музейных стеллажах модели - работы студентов прошлых лет.

 

- Наш музей живой, - говорит Людмила Николаевна, подходя к мини-железной дороге за стеклом. - Здесь всё ездит, двигается, светофоры горят, шлагбаумы поднимаются и опускаются... Детям нравится - они с удовольствием смотрят, как работает сортировочная горка, как поезд подходит к станции. Их горящие глаза - лучшая награда за нашу работу.

Коллекция музея пополняется и сегодня благодаря всё тем же выпускникам.

 

ПО ПОЛОЧКАМ

У Людмилы Гостяевой всё разложено по полочкам. Она достаёт старые альбомы, в которых хранятся фотографии. Выпуск 1939 года, 1940-го, 1941-го... Здесь же коробочки, в которых лежат письма студентов.

Людмила Николаевна ко встрече  выпускников готовит документы, фотографии и складывает в коричневый и местами потёртый «временем прошлого» портфель. Из него пришедшие выпускники достают частичку своей памяти, связанную с годами учёбы или работы в Красноярском техникуме.

Ирина Шалыгина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31