12 августа 2020 16:05

12 августа 2020 16:05

Картинки с глубоким смыслом

Несколько лет назад в терминологии современного кинематографа прочно осело словосочетание «окраинная волна».
Среди любителей авторского, элитарного кино появилась мода на фильмы, сделанные в бывших колониях (Алжир, Йемен, Иран) или на окраинах бывшего СССР - в Казахстане, Киргизии. Именно здесь при минимуме средств и оборудования местные режиссёры умудрились сохранить традицию гуманистического кино.
Сибирь всегда считалась кинематографической окраиной. Кино здесь снимали крайне редко.

Несколько лет назад в терминологии современного кинематографа прочно осело словосочетание «окраинная волна».

 

Среди любителей авторского, элитарного кино появилась мода на фильмы, сделанные в бывших колониях (Алжир, Йемен, Иран) или на окраинах бывшего СССР - в Казахстане, Киргизии. Именно здесь при минимуме средств и оборудования местные режиссёры умудрились сохранить традицию гуманистического кино.

«ЗЕЛЁНЫЕ ТАНЦЫ» В ИЛАНСКОМ

Сибирь всегда считалась кинематографической окраиной. Кино здесь снимали крайне редко. На пальцах одной руки можно перечислить случаи, когда московские звёзды приезжали в наши края на съёмки. «Хозяин тайги», «Сибирский цирюльник», «Сибириада» да ещё пара-тройка картин.

Столичные чиновники от кино и сейчас считают, что снимать в Сибири нерентабельно и бессмысленно. Самая восточная художественная киностудия современной России находится в Екатеринбурге. Государственные киностудии в Новосибирске, Красноярске, Омске либо закрылись, либо снимают лишь эпизодическую кинохронику.

 

Однако, оказывается, отсутствие многомиллионного бюджета и звёздных актёров из Голливуда (или хотя бы Мосфильма) - совсем не препятствие для того, чтобы вносить свой вклад в мировое киноискусство, ездить на международные фестивали и получать престижные премии.

С момента, когда видеокамеры стали общедоступным товаром, ряды видеолюбителей в наших землях стали стремительно расти. Количество перешло в качество в начале нынешнего века. Уже в 2002 году на международном фестивале «Столп» сибирское видео добилось первого крупного успеха - главные призы получили два наших короткометражных фильма «Летняя гимнастика» и «Шесть минут...». Авторы обеих работ - красноярские любители, даже не подозревавшие о возможном триумфе. 

 

С тех пор красноярские короткометражки стали частыми гостями на фестивалях страны, а также зарубежной Европы, Азии, Северной Америки. Сейчас их общий «багаж» насчитывает несколько десятков фильмов-участников и лауреатов международных кино- и видеосмотров.

Появились в Сибири работы и в других жанрах. Короткий пластилиновый мультик «Друзьям» красноярской студентки Анастасии Кузьминой получил международную премию с формулировкой «за открытие новых путей в развитии анимации». А десятиминутная зарисовка «Зелёные танцы», снятая на самую простенькую камеру в провинциальном Иланском, была признана лучшим документальным фильмом года.

ПЕРВОЕ МЕСТО ДОСТАЛОСЬ «ЕЙ»

Главным же свершением «сибирской волны» стал первый полнометражный фильм, снятый за Уралом, - «Ей». Этой работой, вышедшей в 2004 году, прославилась самодеятельная Минусинская киностудия. Соавтор сценария и режиссёр картины Вахо (Влад) Вахтангишвили был признан лучшим дебютантом года, а его работа номинировалась на звание лучшего азиатского фильма. За последние десять лет ни одна другая картина, снятая в нашей стране, не попадала в подобные номинации (или, в крайнем случае, отсеивалась в первых же турах).

 

Сюжет «Ей» эксплуатировал довольно избитую тему - историю девушки, которая, приехав в новый город, пытается адаптироваться в нём и найти своё место в компании сверстников. Однако там, где должна бы получиться типичная молодёжная драма, авторам фильма удалось снять красочное многослойное полотно, с реминисценциями из творчества Параджанова, Махмальбафа и Тарковского.

Бюджет фильма составил 300 тысяч рублей - сумма просто экстраординарная для Сибири. По западным же меркам картина с такой сметой считается микробюджетной. Для сравнения: такие же деньги (около 10 тыс. долларов) получает за один (!) съёмочный день крупная российская звезда вроде Дмитрия Харатьяна или Константина Хабенского.

ВИДЕОПРАВДА ПО-СИБИРСКИ

В чём же секрет успеха местных авторов, не имеющих ни достаточных денежных ресурсов, ни хороших актёров, ни даже современного оборудования? Видимо, дело в том, что крупнобюджетный кинематограф в последнее время слишком потакает запросам зрителей. Это видно и по последним громким новинкам отечественной киноиндустрии. И «Волкодав», и «Ночной дозор», и «Девятая рота» сделаны на неплохом техническом уровне, обладают мощной динамикой. Однако содержательно они, конечно, выглядят слабовато.

 

Сибирский же автор находится в иной ситуации. У него из всех чудес техники под рукой одна видеокамера. Чтобы выразить своё видение мира, привлечь внимание зрителя, нужно действительно потрудиться, наполнить обычную картинку глубоким смыслом.

Ну и, наконец, самодеятельный автор (если он действительно талантлив) всегда снимает более смелое кино. Видимо, поэтому пресыщенная пустой зрелищностью заграница и обратилась к «окраинной волне».

 

Однако, для того чтобы показать свою картину хотя бы в нескольких кинотеатрах, требуется сумма, намного превышающая стоимость его производства. А большинство местных режиссёров работают в любительских кружках, обычно безо всякого гонорара, люди они небогатые.

Отсюда и возникает парадокс - на Западе прекрасно знают имена сибирских режиссёров, а в России широкий зритель и не подозревает о том, что под боком процветает богатая экранная культура. Лишь в последние годы появились подвижки в этом вопросе: некоторые фильмы показали по ТВ, в том числе на красноярских каналах «Енисей-регион», «Афонтово», ТВК.

Артем Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31