27 мая 2020 06:08

27 мая 2020 06:08

Анна на маневровом

Анна Краснопеева всю войну на Красноярской дороге составляла эшелоны. Она была одной из первых девушек-железнодорожниц, окончивших курсы помощников машиниста.
Сейчас Анне Эрнестовне 94 года. Она любит прогулки (в которых её сопровождает верный пёс) и часто навещает родное предприятие.
С корреспондентом «КЖ» почётная железнодорожница согласилась встретиться в парке, расположенном неподалёку от её дома. О том, что встреча эта важна для Анны Эрнестовны, свидетельствовала большая кожаная папка, в которой аккуратно подобраны фотографии военных лет.

Анна Краснопеева всю войну на Красноярской дороге составляла эшелоны. Она была одной из первых девушек-железнодорожниц, окончивших курсы помощников машиниста.

Сейчас Анне Эрнестовне 94 года. Она любит прогулки (в которых её сопровождает верный пёс) и часто навещает родное предприятие.

С корреспондентом «КЖ» почётная железнодорожница согласилась встретиться в парке, расположенном неподалёку от её дома. О том, что встреча эта важна для Анны Эрнестовны, свидетельствовала большая кожаная папка, в которой аккуратно подобраны фотографии военных лет.

ГРИБЫ НА СВОБОДНОМ

Её предки в Сибирь пришли по «кандальному пути».

Отец - латыш, был сослан из Риги на берега Ледовитого океана. Дед по материнской линии тоже попал в Сибирь в кандалах. Отца арестовали в 1919 году. Маленькая Аня запомнила только, как он вбежал в дом, сунул ей пакет мёрзлой черёмухи и спросил: «Где мама?». Попрощаться не успел. Отца, деда, дядю - всех мужчин увезли в Енисейск. Расстреляли за помощь политзаключённому, у которого сломалась лыжа в лесу...

 

Мать Анны осталась одна с тремя детьми. Перебрались в Красноярск - в Дудинке не было школы.

Анна Эрнестовна вспоминает, что в начале ХХ века Красноярск был совсем небольшим: пешком ходили из Николаевки в ту самую школу, где учился художник Василий Суриков. А в районе нынешнего проспекта Свободный было пастбище и лесок, где они частенько собирали грибы.

Окончив шесть классов, Аня пошла в заводскую школу при ПВРЗ, освоила профессию жестянщика: паяла паровозные трубы, ремонтировала чайники. Просилась в слесари, но туда брали только с «семилеткой».

МИНУТА В МИНУТУ ДО ЧЕРНОРЕЧЕНСКОЙ

Началась война. По всей стране прокатился призыв из столицы: первая девушка-машинист Зинаида Троицкая приглашала девчонок поступать на курсы. У Анны Краснопеевой до сих пор хранятся фотографии - вот они, несколько выпускниц. Смущённо улыбаются, а в глазах - решительность.

Анна Эрнестовна пошла на маневровый, составляла поезда для сопровождения бойцов на фронт. Каждый день формировали не меньше десяти таких составов. После войны машинист получил орден Ленина, а Анна - звание «Почётный железнодорожник».

В те времена локомотивная бригада состояла из трёх человек: машинист, помощник и кочегар. Любимый маршрут был от Красноярска до Клюквенной (ныне Уяр), потому что  в этом направлении меньше поворотов.

 

Однажды Анна Краснопеева предотвратила крушение поезда. Дело было так: состав, согласно расписанию, доходил до станции Злобино. Здесь полагалась остановка: чистили паровоз от угольного шлака. Кочегар случайно нарушил стокер - устройство, распределяющее уголь внутри топки. Поезд тронулся, машинист в панике. Анна «поколдовала», металлическим прутом отломила кусочек шлака - и устройство вернулось в рабочий режим. Минута в минуту - поезд прибыл на Чернореченскую.

«КРЕСТНИК» ИЗ ПЕРМИ

А потом случилась беда. В военное время пути освещались плохо, и однажды туманным утром нашу героиню сшиб маневровый паровоз. Поставили диагноз, не совместимый с жизнью - перелом черепа. И всё же Анна осталась жива. После серьёзной травмы она перешла работать проводницей. На новой должности экстремальных происшествий тоже было предостаточно.

Однажды в 1963 году поезд, следующий до Москвы, остановился на небольшой станции. В рассветном тумане проводник Анна Краснопеева увидела беременную женщину с огромным чемоданом, которая, держа за руку маленькую дочь, торопилась к вагону. Роды начались сразу, как только предрассветная гостья зашла в купе. Никто из проводников не знал, что делать. Анна взяла ответственность на себя.

 

Роды прошли благополучно. Ребёнку надо было завязать пуповину. Анна сделала для крохи всё, что смогла. Когда на станции Тюмень за мамой и малышом приехала бригада «скорой», врач поцеловал  в лоб нашу проводницу и сказал: «Даже опытный акушер не всегда сумеет так грамотно перевязать пуповину!».

На этом приключения экстремального рейса не закончились. Переходя в соседний вагон, Анна Краснопеева заметила случайно, что лопнул язычок автосцепки. Подоспевший слесарь сказал, что за такое не худо и медаль вручить: «Если б не ты - поезд до Москвы мог и не доехать».

На обратном пути Анна навестила в Перми новорождённого и его маму. Так появился у неё железнодорожный «крестник». Недавно в телешоу Андрея Малахова выступал мужчина с рассказом на тему о необычном рождении. «Я в вагоне родился!» - гордо заявил герой передачи. По фамилии Анна Эрнестовна узнала своего «крестника».

Дарья Максименко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31