12 августа 2020 15:11

12 августа 2020 15:11

Метафизические тонкости бытия

Вклад этого человека в формирование нравственности не прекращается и в наши дни.
Западный форпост нашей страны - Калининград - славен не только своей богатой историей, но и знаменитыми личностями в этой истории. Символом города стал философ Иммануил Кант. Как им гордились бывшие кёнигсбержцы, так гордятся и все поколения калининградцев. На могиле Канта у северной стены Кафедрального собора даже в февральскую стужу алеют гвоздики. И в этом я смогла убедиться, побывав на обетованной земле бывшей Восточной Пруссии.

Вклад этого человека в формирование нравственности не прекращается и в наши дни.

 

Западный форпост нашей страны - Калининград - славен не только своей богатой историей, но и знаменитыми личностями в этой истории. Символом города стал философ Иммануил Кант. Как им гордились бывшие кёнигсбержцы, так гордятся и все поколения калининградцев. На могиле Канта у северной стены Кафедрального собора даже в февральскую стужу алеют гвоздики. И в этом я смогла убедиться, побывав на обетованной земле бывшей Восточной Пруссии.

 

Немногое со времён Канта ещё сохранилось в Калининграде. Разве что старые мостовые, неровные и ухабистые, на окраинных улицах. Кто знает, может быть, по ним гулял знаменитый немецкий мыслитель, обдумывая мучавшие его вопросы мироздания. Как известно, стоя на пороге вечности, 80-летний Кант признался своим ученикам, что «все книги этого мира не утешали его так, как утешала Библия».

И всё же философ проповедовал свою религию - религию разума. Он искренне считал, что человек не имеет права перекладывать ответственность за содеянное на высшие силы по принципу: и тебе - свечку, а ты мне - благо, стремится стать счастливым не своими силами, не делаясь лучше, а рассчитывая на чудо.

 

До Канта полагали, что чувство прекрасного является врождённым, что оно или есть, или его нет от природы. Открытие великого философа заключается в том, что «эстетическое чувство» - это сложная интеллектуальная способность, что любой человек может в результате воспитания, образования и самообразования приобрести эту способность эстетического суждения. Иными словами, он утверждал и своим примером доказывал, что человек может и должен сделать себя сам.

В молодости он, к примеру, заслужил прозвище «изящный магистр», поскольку не отворачивался от моды, имел учтивые манеры, обладал умением вести лёгкие, живые, остроумные беседы. Он был уважаем, общением с ним дорожили самые разные люди, хотя он вырос в очень бедной семье и никогда не относился к высокому социальному слою общества.

 

Его отец был шорником, а матушка жила единой заботой о детях. Накормить и обстирать всех -  нелегко, ведь их в семье Иоганна Георга было девять человек. Выжило только шесть. Можно  предположить, что Иммануила Канта ожидала судьба ремесленника, если бы не бесстрашие юноши перед обстоятельствами, которые им преодолевались упорнейшим трудом.

После смерти матери вести хозяйство пришлось старшей сестре Иммануила, которая была не так экономна. Студенческие годы будущего гения прошли в нищете, и если бы не помощь дяди, владельца сапожной мастерской, ему пришлось бы совсем плохо. Когда Иммануил оканчивал университет, умер его отец.

 

И Кант уехал в провинцию работать домашним учителем. Эти годы не прошли даром. Родился трактат  «О педагогике». Интересны методы воспитания, предлагаемые молодым философом. К примеру, он понимал дисциплину не как чьё-то требование, а как предписание разума.

Вернулся в Кёнигсберг из провинции Иммануил уже в 31 год. Материалы музея Канта, расположенного в Кафедральном соборе, рассказывают, каким был этот город в XVIII веке. Он был маленьким, с численностью населения чуть больше 40 тысяч человек. Процветало крепостное право. Более того, открыто велась торговля людьми. Деловая жизнь города бурлила. Немало известных имён блистало тогда и на духовном небосклоне Кёнигсберга, только слава Канта вскоре их  затмила.

Побродив по залам музея, почитав исследования философа, становится очевидным, что его жизнь прошла в строжайших ограничениях. Но мысль гения не знала границ. Он строил свою философию не для жителей Восточной Пруссии, не для немцев, даже не для людей, а для всех разумных существ.

 

Ограниченность в реальном пространстве и времени и абсолютная беспредельность мысли - собственно, в том и заключается пародокс Канта. Одна из самых универсальных философских систем была создана человеком, который вовсе не стремился увидеть весь мир своими глазами и не жаждал расширять свой опыт реальной жизни. Однако по прочтении хотя бы одного изречения Канта (например, «Не принимайте благодеяния, если вы можете с достоинством от него отказаться»), возникает вопрос: каким образом человек, опыт которого ограничивается университетской аудиторией и чтением книг, умудрился дать такие выдающиеся образцы житейской мудрости?

 

altГоды 1770-1780-й можно назвать годами взлёта научного гения. В марте 1770-го вышел королевский указ о назначении Канта профессором метафизики и логики. А в 1978-м его уговаривал стать профессором университета в Галле министр Цедлиц, причём финансовые условия предлагались весьма выгодные. Однако бедный, но гордый Кант остался верным своему Кёнигсбергу. А в 1781 году вышла его великая «Критика чистаго разума» (авторская орфография сохранена).

В чём ценность данного труда? А ценность в том, что перед человеком, перед наукой, перед философией стояли и стоят важнейшие вопросы бытия: что я могу знать? что я должен знать? на что я смею надеяться? В своей книге Кант рассмотрел возможности человека к познанию, выявил условия познания, его сферу и границы. А также объяснил назначение самой философии - помогать нравственному совершенствованию людей.

 

В следующих своих работах он развил эту мысль и вывел принцип автономности морали. Если в двух словах, по мнению Канта, мораль не зависима от внешних обстоятельств, идеологических и политических требований. Человек не должен размышлять, позволяют ли ему обстоятельства быть порядочным, а должен следовать нравственному закону.

Думая о том, как «вселить в душу чистое моральное пробуждение», Кант обратил внимание на склонность людей к обсуждению поступков, поведения, морали знаменитых людей, известных личностей. Он предложил использовать эту человеческую черту для воспитания молодёжи, обсуждая с ней деяния выдающихся людей с точки зрения нравственности. Привыкнув оценивать поступки людей в «моральных координатах», юноши станут и свои действия осознавать и контролировать с точки зрения нравственности.

15 декабря 1803 года философ сделал последнюю запись в дневнике, а 12 февраля 1804-го тихо скончался. Его последние слова были: «Es ist gut» («Хорошо!»)

 

День был ясный, солнечный, и только одно маленькое лёгкое облачко парило в вышине. Кто-то сказал: «Смотрите, душа Канта летит на небо». Верите? Если да, то есть ли среди вас, дорогие читатели, продолжатели его отважной мысли. Есть ли те, кто никогда не потеряет мужества руководствоваться в жизни своим разумом?

Татьяна Макогонова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30