04 июня 2020 17:08

04 июня 2020 17:08

Хлеба горбушку - и ту пополам

Три с половиной года назад Галину Брюханову избрали председателем профкома Красноярской дистанции пути. И за этот сравнительно небольшой срок она сумела всем доказать, что не зря «ест профсоюзный хлеб». Авторитета Галине Ефимовне не занимать - о рабочих она заботится не меньше, чем о собственных детях. А всё потому, что сама много лет работала на путях, пешком, и в снег, и в дождь «прочёсывала» по шпалам многокилометровые участки предприятия, проверяя состояние путевого хозяйства.

Три с половиной года назад Галину Брюханову избрали председателем профкома Красноярской дистанции пути. И за этот сравнительно небольшой срок она сумела всем доказать, что не зря «ест профсоюзный хлеб».

 

Авторитета Галине Ефимовне не занимать - о рабочих она заботится не меньше, чем о собственных детях. А всё потому, что сама много лет работала на путях, пешком, и в снег, и в дождь «прочёсывала» по шпалам многокилометровые участки предприятия, проверяя состояние путевого хозяйства. Знает не понаслышке, что значит остаться на перегоне в ночь, под открытым небом, когда приходится оперативно устранять обнаруженные браки. На себе испытала, какой сладкой бывает после изнурительного труда краюшка хлеба, разломленная по-братски на каждого, и каким радостным - облегчение от хорошо выполненной работы.

«НЕКАБИНЕТНЫЙ» ЧЕЛОВЕК

Родилась и выросла Галина на небольшой станции Маганская. Окончив десятилетку, пыталась поступить в педагогический институт - не получилось. Подружка Люда, встретив расстроенную Галину, слов утешения не искала:

- Это даже к лучшему! У нас в дистанции как раз должность дежурной по переезду освободилась - я за тебя замолвлю словечко. Будешь работать на железной дороге - не пропадёшь!

 

Галя подумала и - согласилась. Переезд - вот он, недалеко от дома, а к шуму проносящихся мимо составов она привыкла с детства: засыпала и просыпалась под стук колёс. Так она пришла в Красноярскую дистанцию пути. (Через год Брюханова отметит 30-летие работы на предприятии, ставшем для неё единственным).

Старательную девушку приметили сразу. Галина Шутовская, начальник отдела кадров, как-то при встрече остановила Брюханову:

- Тебе, тёзка, надо расти: и характер есть, и трудолюбие, и ответственность. Но учти: без образования сегодня - никуда. Поступай в техникум.

Она так и сделала. Поступила на заочное отделение, и вскоре её перевели в монтёры пути. Должность, конечно, рабочая, но, не освоив простейших путейских «премудростей», не пойдёшь дальше. Руководил бригадой Евгений Зеленков - почётный железнодорожник, трижды Герой Социалистического труда.

 

- Мне очень повезло, что попала в бригаду к Зеленкову, - рассказывает Галина Ефимовна. - Профессионал, каких поискать. Приказов дважды не повторял: сказано - сделано, но к нам, молодым монтёрам, относился с отеческой нежностью. Наставлял, опекал, обучал азам профессии. И не где-то, а непосредственно на путях, в полевых условиях. Мне, как женщине, скидок не было: и рельсы расшивать и зашивать приходилось, и молотком работать. Пока не устранишь неисправность - домой не уйдёшь.

Забегая вперёд, скажу, что, став председателем профкома, Галина Брюханова и теперь долго не засиживается в кабинете - она постоянно на околотках, рядом с рабочими. И ночью может нагрянуть на участки, чтобы лично удостовериться, что всё идёт, как надо. Такой уж «некабинетный» она человек.

 

НА «ПУЧИННЫХ» УЧАСТКАХ

Работая монтёром, Галине довелось одной растить двух маленьких детей: благо,  её мать, выйдя на пенсию, взяла на себя заботу о внуках. Чтобы уделять крохам больше внимания, перешла бригадиром на пилораму дистанции пути. Здесь готовили мостовой брус и «пучинные» карточки. Отбраковывала негодные стволы деревьев, оформляла наряды. И всё бы ничего, но Галина почувствовала, что испытывает острую тоску по запаху шпал, и... вернулась на прежнее место. Но уже в качестве дорожного мастера Маганского околотка. Оказывается, пока она находилась на пилораме, Евгений Зеленков, узнав о вакансии, сказал кадровикам: «Берите мастером Брюханову, не пожалеете».

 

Так продолжилась их совместная работа: проверяла с Зеленковым «пучинные» участки, подтапливаемые грунтовыми водами, спасала полотно от паводка, определяла опасные для проезда места. Галя научилась пользоваться оптическими приборами и с лёгкостью вымеряла горб пучины. Ей пригодились знания, полученные в техникуме, - всё-таки обучалась профессии техника-путейца. Через шесть лет Галине поручили работу дорожного мастера на станции Базаиха. Там же она получила свою первую в жизни квартиру. Сколько было радости!

 

«БУДЬ БЛИЖЕ К РАБОЧИМ»

Именно при Брюхановой Базаиха превратилась в образцовую станцию. Под её непосредственным руководством рабочие заменили все негодные рельсы и шпалы, обновили стрелочные переводы.

Галину Ефимовну вновь повысили по службе - она стала старшим дорожным мастером.  При её участии открывалась горка на Красноярске-Восточном - главной сортировочной станции магистрали. В те годы Галина активно работала в профсоюзе - её избрали членом профкома предприятия.

 

В 2003 году коллектив дистанции торжественно проводил на заслуженный отдых председателя профкома предприятия Тамару Лаврентьеву, авторитетного, опытного руководителя. Тамара Викторовна пригласила к себе Брюханову:

- Готовься, Галина, буду тебя рекомендовать на должность председателя.

- Справлюсь ли, ведь это не околотком руководить...

- Не сомневайся, всё у тебя получится. Главное, старайся быть ближе к рабочему классу. Я вижу - ты жалеешь людей.

В ноябре 2003-го её избрали профсоюзным лидером, а Тамара Лаврентьева возглавила ветеранскую организацию предприятия.

 

«ТЕПЛЯКИ» ИЗ КОНТЕЙНЕРОВ

Первый свой разговор с председателем дорпрофсожа Виктором Гордиенко она помнит до мелочей, словно он произошёл только вчера. Галина смущалась, тщательно подбирая слова для беседы. Виктор Владимирович не скрыл удивления:

- Как же вы с начальником предприятия работать будете, он же вас съест!

Она промолчала, а про себя подумала: «Справлюсь».

- Конечно, поначалу было трудно, - делится воспоминаниями Галина Ефимовна. - С пути ведь пришла и села в кресло председателя. Боялась иной раз даже телефонную трубку в руки взять. Но всё быстро наладилось. Нашла поддержку у начальника дистанции Георгия Шеломенцева, в профсоюзе отделения и дорпрофсоже. Ко мне отнеслись с пониманием, потому что знали: стараюсь работать не для «галочки» в отчёте.

 

Галина Брюханова рассказывает, что, к сожалению, пунктов обогрева на предприятии не хватает. Она объездила перегоны и убедилась: можно оборудовать под «тепляки» старые, заброшенные постройки. По каждой были составлены сметы на восстановительный ремонт, и работа закипела. Специалисты стройцеха на этих объектах и дневали, и ночевали. Скоро появились комфортные пункты обогрева на перегонах Красноярск-Восточный - Сорокино - Таёжный и других.

Брюханова «пробила» несколько контейнеров, их утеплили, вырезали отверстия для окон, покрасили, подвели электричество. Установили печь, подвезли кухонное оборудование. Теперь монтёрам есть где переждать ненастье, просушить одежду и обувь. Рабочие, когда она к ним приезжает, не скрывают восхищения:

- Молодец, Ефимовна, настоящая хозяйка! Не зря тебя избрали в профком.

 

Дальше - больше. В табельных сделали евроремонт, приобрели новую мебель. Здесь сейчас есть всё, начиная с просторных техклассов для занятий и заканчивая душевыми установками и сушилками. На станции Базаиха, к примеру, из аварийного поста ЭЦ оборудовали помещение, где предусмотрены уютные комнаты для отдыха и приёма пищи.

- Начальник дистанции Георгий Шеломенцев во всём идёт навстречу, - отмечает Галина Ефимовна. - Условия труда и быта рабочих для него так же, как и для профработников, являются первоочередной задачей.

 

ГЛАЗА В ГЛАЗА

altПосле каждого осмотра - и отделенческого, и дорожного - руководство дистанции пути совместно с профкомом проводят собрания на околотках. Замечания, высказанные комиссией, тщательно анализируются, намечаются меры по их устранению. Галина внимательно выслушивает все предложения, направленные на повышение качества труда, анализирует их, обсуждает с рабочими. Это тем более важно, что 2007 год объявлен на магистрали годом управления качеством.

 

Каждую среду, в день безопасности, члены профкома во главе с председателем выезжают на линию. И - по шпалам к монтёрам. Поговорят о состоянии безопасности на участках, проверят теоретические знания, совместно осмотрят путь. Общение с людьми на их рабочих местах, глаза в глаза, многое даёт профработникам - их проблемы они стараются решать оперативно, не откладывая в долгий ящик.

Практикует Брюханова и внезапные ночные проверки. Берёт с собой заместителя начальника дистанции по кадрам Валентину Чурилову, члена профкома Нину Евсееву, инженера по ГО и ЧС Раису Елисееву, специалиста по охране труда Дениса Нагорного - и на переезды! Проверят всё: бдителен ли дежурный, есть ли в наличии сигнальные знаки и флажки, исправен ли шлагбаум. В нынешнем году в дистанции нет браков и ЧП. Каждый, кто выходит на путь, старается глядеть в оба, понимая, что безопасность - святая святых транспорта.

 

В последние годы на предприятие пришло много молодёжи. Половина численности персонала - молодые люди до 35 лет. Бригадиры и дорожные мастера раньше могли быть и практиками, а сегодня - у всех высшее железнодорожное образование.

Рабочий день на участках начинается рано - в 7.20 уже планёрка. Чтобы людям не вставать в 5 утра и «на перекладных» не добираться до работы, им выделили служебное жильё: многие получили квартиры в посёлке Шинников, на Базаихе, Красноярске-Восточном.

Приобретают в дистанции жильё и по системе ипотечного кредитования. Уже справили новоселье семьи старшего дежурного диспетчера Людмилы Карадиной, бригадиров пути Анатолия Бугрова и Евгения Фрицлера.

Не всем, к сожалению, доступна ипотека. Галина Брюханова рассказывает, что монтёры пути не могут потянуть такие расходы. Председатель считает, что тяжёлый физический труд представителей этой самой массовой профессии должен адекватно оцениваться. Типичная ситуация: монтёры, поработав на путях, пытаются найти другую работу.

 

Галина Брюханова гордится большим размахом спортивно-массовой работы. На участках восточного направления организатором состязаний стал председатель цехового комитета Кайрат Абдулаев. Договорился с директором зыковской школы, что путейцы помогут с ремонтом, а взамен будут заниматься в спортзале.

Те, кто проживает в Красноярске, посещают спортзал ДК железнодорожников. Евгений Фрицлер «сколотил» команды и организовал состязания по различным видам спорта, даже по футболу на снегу.

Профком поддерживает инициативу спортсменов: приобретает для них форму, инвентарь, выделяет средства на призы. Когда досуг интересный, и работается веселее.

Галина Гриценюк
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30