04 июня 2020 17:28

04 июня 2020 17:28

«Крейцерова соната» на «дачной» ветке

На протяжении 109 лет, с 1809 по 1918 годы, Финляндия была частью нашей страны. Однако официально княжество Финляндия считалось отдельным государством. Просто во главе его всегда находился русский царь.
У финнов была своя конституция, свой парламент. Государственных языков там было два. Кроме русского, официальный статус имел, как ни странно, шведский (до сих пор в уже давно независимой Финляндии, многие в обиходе используют шведский язык). Оригинальное же финское наречие долгое время считалось испорченным языком простонародья.

Несколько десятилетий самой северной железнодорожной магистралью мира считалась Царскольсельская дорога. Однако в 1860-х годах ещё ближе к полярной области прошла Финляндская магистраль.

БАЛТИЙСКАЯ СОСЕДКА

На протяжении 109 лет, с 1809 по 1918 годы, Финляндия была частью нашей страны. Однако официально княжество Финляндия считалось отдельным государством. Просто во главе его всегда находился русский царь.

У финнов была своя конституция, свой парламент. Государственных языков там было два. Кроме русского, официальный статус имел, как ни странно, шведский (до сих пор в уже давно независимой Финляндии, многие в обиходе используют шведский язык). Оригинальное же финское наречие долгое время считалось испорченным языком простонародья.

 

Транспортная система Финляндии также пользовалась автономией. Поэтому именно здесь в 1862 году, впервые в России была построена самостоятельная железнодорожная ветка, никак не связанная с дорогами остальной России.

Рельсовый путь прошёл от финской столицы Хельсинки (тогда она называлась на шведский манер - Гельсингфорс) по балтийскому побережью страны на запад, где заканчивался на станции Тавастгус (сейчас называется Хямеенлинна). Эта дорога обслуживала южный, наиболее населённый участок Финляндии. Но при этом она никак не решала транспортные проблемы наиболее важного стратегического участка - пути из Хельсинки в Петербург.

 

Вопрос о строительстве качественной дороги между этими двумя городами ставился ещё в первой половине XIX века. Долгое время во властных кулуарах обеих столиц шёл спор о том, что лучше - строить железную дорогу или провести канал? Сторонники прокладки канала указывали на то, что финский климат слишком холоден, и строительство «железки» обойдётся дорого. Их оппоненты отвечали, что северный климат - совсем не препятствие для круглогодичного функционирования линии, и что русские железные дороги на тот момент были самыми дешёвыми в мире по уровню затрат.

В итоге «железнодорожная» партия всё же победила. В 1867 году проект строительства Финляндской ветки был подписан Российским императором и по совместительству князем Финляндским Александром II.

 

ЖЕЛЕЗНЫЙ РАБОТОДАТЕЛЬ

В то время в Финляндии несколько лет подряд был неурожай. Перед страной стояла реальная угроза голода. Так что строительство дороги (потребовавшее нескольких тысяч рабочих мест) в какой-то степени спасло Финляндию от кризиса.

На стройке наблюдался бум - люди соглашались на любую работу. Безработные приходили и из других регионов: из северных - Лапландии и Карелии, из южных - Эстонии и Новгородчины. Брали почти всех - ведь большинство работ проводилось вручную. Заработки в таких условиях были низкими. Поэтому Финляндская дорога по стоимости строительства стала одной из самых малозатратных в истории мирового железнодорожного транспорта.

У этой дешевизны была, впрочем, и другая, менее радостная сторона. Из-за скученности рабочих посёлков, бедности и тяжёлого труда практически непрерывно на строительстве бушевали эпидемии. Впервые в отечественной истории на Финляндской дороге появилось такое явление, как железнодорожное кладбище.

 

ГРАНИЦА В СТОЛИЦЕ

Строительство дороги, начатое в 1868-ом, продолжалось два года. Уже 11 сентября 1870 г. первый поезд прошёл из Санкт-Петербурга в Гельсингфорс. Дорога состояла из трёх главных участков: Санкт-Петербург - Белоостров (проходивший по территории России - так называемый «Русский участок»), Белоостров - Риихимяки («финский» участок) и Риихимяки - Гельсингфорс (старая дорога, построенная ещё в 1862 году).

Официальный статус Финляндии как независимого государства сразу создал юридическую проблему. Владельцем линии считалась дирекция  Финляндских железных дорог. Но часть дороги выходила за пределы Финляндии (тот самый «русский участок» Белоостров - Санкт-Петербург). Чтобы урегулировать этот вопрос, Александр II специальным указом передал Финляндии всю линию дороги, включая конечную станцию - Финляндский вокзал северной столицы.

 

Почти через полвека, после революции и отделения Финляндии, русская часть ветки вошла в состав Октябрьской дороги. А в конце XIX века такое странное размежевание никому не мешало - граница существовала только на бумаге. Финляндская железная дорога сразу стала популярной среди жителей столицы. Она обеспечивала большую часть грузовых и, особенно, пассажирских перевозок между Петербургом и Гельсингфорсом. Отдельную (и очень значительную) категорию пассажиров составляли дачники.

Именно с момента постройки финской дороги Финляндия (точнее, её южная часть) начинает восприниматься как своеобразный «курортный район» Петербурга. Логично поэтому, что вся Финляндская магистраль на жаргоне железнодорожников так и называлась - «дачная ветка». Трудно найти хоть одного из выдающихся деятелей Петербурга, который ни разу не выезжал летом «по железке» в Финляндию - отдохнуть. Здесь располагались дачные поместья Ильи Репина, Петра Чайковского, Александра Блока. Корней Чуковский книгу своих воспоминаний так и назвал - «Куоккала» - по имени финского посёлка, в котором тогда жил.

Из-за дачников Финляндская дорога считалась одной из самых «медленных» в стране. Расстояние до той же Куоккалы (40 километров от Финляндского вокзала в Петербурге) поезд преодолевал не меньше чем за два часа (из-за обилия курортных приморских остановок). Для сравнения - аналогичное расстояние на пригородном перегоне Красноярск - Снежница даже самый медленный электропоезд преодолеет за полчаса.

 

Сегодня, когда граница между Россией и Финляндией легко преодолима, «дачный статус» магистрали начинает потихоньку восстанавливаться. Поток туристов между двумя столицами насчитывает несколько миллионов человек в год. И всё так же большая часть едет с «нашей» стороны (это и логично, ведь в одном только Петербурге живёт больше людей, чем во всей Финляндии).

«Отметилась» финская дорога и другими интересными фактами. Именно здесь единственный раз в своей жизни железнодорожником «работал» Владимир Ленин. Дважды в 1917 году он пересекал границу Финляндии и России на поезде, где числился кочегаром.  Здесь же была построена последняя станция «царской» эпохи. По иронии судьбы, эта станция носила название Николайстад (в честь не кого иного, как императора Николая II) и находилась в боковой ветке Финляндской дороги. Строительство этой ветки велось во время первой мировой войны, но так и не было завершено. На этой дороге происходит действие одного из самых знаменитых «железнодорожных» произведений русской литературы - «Крейцеровой сонаты» Толстого.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30