02 июня 2020 01:06

02 июня 2020 01:06

Анатолий Сухонос: «Железная дорога даст району несколько сотен рабочих мест»

Сегодня в гостях у «КЖ» глава администрации Ирбейского района Анатолий Сухонос.
Район можно назвать пограничным. Здесь проходит граница Иркутской области и Красноярского края. В районе располагается северная граница Саянских гор, водораздел Кана и Бирюсы. По площади Ирбейский район приблизительно соответствует таким государствам, как Кипр или Ливан. Однако большую часть этой территории занимает горная саянская тайга, а более 90 процентов населения проживает в северо-западной, равнинной части, в бассейне Кана и его красивейших притоков - Агула и Кунгуса.

Сегодня в гостях у «КЖ» глава администрации Ирбейского района Анатолий Сухонос.

- Анатолий Николаевич, Ирбейский район достаточно удалён от краевого центра, не могли бы вы вкратце охарактеризовать его для наших читателей?

 

- Наш район можно по многим признакам назвать пограничным. Здесь проходит граница Иркутской области и Красноярского края. В районе располагается северная граница Саянских гор, водораздел Кана и Бирюсы. По площади Ирбейский район приблизительно соответствует таким государствам, как Кипр или Ливан. Однако большую часть этой территории занимает горная саянская тайга, а более 90 процентов населения проживает в северо-западной, равнинной части, в бассейне Кана и его красивейших притоков - Агула и Кунгуса. От нас до Красноярска около двухсот километров, и 60-80 - до ближайших городов - Канска и Заозёрного.

Проект герба Ирбейского района (который сейчас проходит согласование в Государственном комитете по геральдике) отражает главные особенности нашей земли. Внизу гербового щита изображены три волны (символизирующие Кан, Агул и Кунгус), вверху на зелёном («лесном») фоне находятся «красноярский» лев и стилизованное изображение деревьев. В центральной  части герба помещены три колоса.

- Колосья - символ «производственной» специализации?

 

- Да, они символизируют три наши главные культуры - пшеницу, овёс, ячмень. Испокон веков ирбейские земли считались сельскохозяйственной житницей Енисейского края. И сейчас аграрные предприятия составляют основу деятельности района. Более того, стоит отметить, что, несмотря на жесточайший кризис отрасли, начавшийся ещё в девяностые годы по всей стране, сельское хозяйство в Ирбейском продолжает оставаться стержнем всей жизни наших поселений. На сегодняшний день в районе 16 сельскохозяйственных предприятий, 147 крестьянских хозяйств. Идёт кредитование личных приусадебных хозяйств в рамках национального проекта «Развитие АПК». Несколько десятков заёмщиков уже получили кредиты для развития своих хозяйств на общую сумму, превышающую десять миллионов рублей.

- Есть ли в Ирбейском районе своя промышленность?

 

- Ещё в позапрошлом веке начались поставки леса из присаянской тайги. Пик лесозаготовок в районе пришёлся на середину ХХ века, сейчас лесоповала значительно меньше (крупнейшие леспромхозы в сёлах Ирбейском и Степановке существуют, но объёмы их деятельности  снизились в 1990-е годы).

С другой стороны, за последние 10-15 лет начала активно развиваться угледобывающая промышленность. В 1993 году открылся Ирбейский угольный разрез, который является сейчас крупнейшим предприятием района. Если продукция сельского хозяйства по большей части расходуется на внутрирайонные нужды, то лес и уголь - это два наших основных «экспортных» богатства. 

- Вы свой «экспорт» вывозите по железной дороге?

 

- Да, через район проходит часть трассы Абакан-Тайшет длиною около 70 километров. Здесь расположены три станции - Ирбейская, Коростылёво и Агул. Железная дорога играет важнейшую роль в пассажирском сообщении района. Во-первых, она пронизывает наиболее населённую область района, связывая крупнейшие населённые пункты. Во-вторых, электропоезд Тайшет-Саянская позволяет обслуживать межрайонные пассажирские потоки. Наконец,  через станцию Саянская железная дорога позволяет выходить на Красноярск (за сообщение с краевым центром «отвечает» специальный поезд).  К относительным недостаткам железнодорожного сообщения стоит отнести то, что дорога не соединяет район с ближайшими крупными городами. Поэтому, например, продукцию районного животноводства в Канск нерентабельно отправлять на товарняке, и  эту нишу перевозок занимает автомобильное сообщение. 

 

Грузовые потоки уходят из района как в Красноярск, так и на юго-запад, в Абакан, и на восток, в Иркутскую область. В частности, наш угольный разрез, разработкой которого изначально занимался «Красноярсккрайуголь», сейчас принадлежит компании «Иркутскэнерго». Поэтому угольные поставки мы ведём, как правило, через Тайшет в Иркутскую область.

- Не тревожит ли вас тот факт, что красноярское предприятие отошло в руки фирмы из соседней области?

 

- Проявилась исключительно здоровая рыночная конкуренция. Тем более, что разрез сейчас принадлежит не китайцам или французам, а нашим же соседям-сибирякам. Свою долю прибыли от деятельности разреза район всё равно получает - хотя бы тем, что обеспечивает занятость населения. А в том, что краевой бюджет недополучит налоги с этого производства - вина «Красугля». К сожалению, красноярские специалисты вели дела на Ирбейском разрезе очень неповоротливо.

 

Именно переход угольного предприятия под контроль «Иркутск-энерго» дал новый толчок постройке железнодорожной ветки от разреза к станции Ирбейская. В мае мы завершим работы на первой очереди этой ветки длиною пять километров, которая позволит сократить путь от места добычи угля до места его перевозки. После этого начнётся строительство второй очереди - мы нарастим на ветке ещё семь километров, так что общая длина подъездных путей составит двенадцать километров. В конце этой ветки спроектирована станция Погрузочная, расстояние от которой до разреза составляет всего три километра. Расходы на транспортировку угля снизятся довольно сильно, так что общая себестоимость добычи упадёт на 30-40 процентов.

 

Благодаря этому мы сможем расширить производство. Если сейчас на разрезе добывается 1,5 млн. тонн угля в год, то окончание строительства двенадцатикилометровой ветки позволит повысить объём добычи до 5 миллионов, то есть, более чем в три раза. Соответственно вырастут и объёмы валовой выручки и (что не менее важно) появятся новые рабочие места, причём мы планируем заполнить будущие вакансии своими, ирбейскими рабочими. Точные сроки окончания строительства ещё не определены (сейчас заканчивается техническое обоснование проекта). Однако можно уже сейчас с уверенностью сказать, что в следующем десятилетии на КЖД появится новая станция Погрузочная.

Завершение строительства первой очереди «угольной» железнодорожной ветки стало крупнейшим инвестиционным проектом района 2006 года.

 

- Есть ли в планах развития района другие железнодорожные проекты?

 

- Понятно, что строительство второй очереди ветки на угольный разрез станет для района одним из крупнейших проектов этого десятилетия. После завершения строительства сеть железных дорог в регионе станет полностью соответствовать нуждам района. Поэтому сейчас мы не разрабатываем дополнительных проектов по расширению железнодорожной инфраструктуры.

Однако если рассматривать вопрос в долгосрочной перспективе, можно уже сейчас определить направления, в которых будет идти работа (вероятно, уже в следующем десятилетии).

 

Во-первых, трасса Саянская - Тайшет сейчас имеет всего одну колею. Развитие же экономики вызовет со временем такой рост грузооборота, когда потребуется строительство второго пути. Особенно если учесть, что данный участок является естественным путепроводом на таких стратегических направлениях, как Хакасия, Кузбасс, Алтай, Казахстан, с одной стороны, и Братск, БАМ, Якутия, с другой. Кроме того, оживит сообщение на трассе и строительство дороги Курагино-Кызыл.

Во-вторых, рано или поздно райцентр Ирбейское станет городом. Уже сейчас есть план развития посёлка, в соответствии с которым новые кварталы будут строиться в северном направлении - в возвышенной части долины Кана (это позволит избавиться от проблемы весеннего затопления части посёлка). Таким образом сложатся условия, благоприятствующие тому, чтобы на месте Ирбейского и сёл, окружающих его, выросла крупная агломерация общим населением около 10 тысяч человек.  Направление градостроительства приведёт к тому, что станция Ирбейская (которая ныне находится в нескольких километрах от одноимённого посёлка) войдёт в его черту.

 

Все эти особенности позволяют с уверенностью утверждать, что Ирбейское со временем должно превратиться в крупнейшую станцию на перегоне Саянская - Тайшет.

В третьих, когда-нибудь встанет вопрос и о восстановлении железнодорожной ветки на хлебоперерабатывающее предприятие. К сожалению, в годы приватизации эта пятикилометровая ветка была продана в частные руки, а после оказалась не нужна собственникам и была разобрана.

 

Наконец, саянская часть района богата месторождениями полезных ископаемых. В наших горах в буквальном смысле содержится большая часть таблицы Менделеева, в том числе, значительные запасы металлов. Считаю одной из своих важнейших задач распорядиться этим богатством разумно. Мы не делаем сейчас форсированных шагов, развиваем отрасль постепенно, ожидая грамотного, надёжного инвестора (какого, например, мы нашли для нашего угля). Допустим, нефтегазоносные области Западной Сибири часто осваивались недостойным образом - без должного внимания к экологии и человеку. Считаю, что запасы наших недр должны разрабатываться только при наличии грамотного долгосрочного и сбалансированного проекта. 

Рано или поздно такой проект появится, и возникнет необходимость прокладки дорог на юг района. Скорее всего, будет принято решение и о постройке железнодорожной ветки, которая начнётся в Ирбейском (став узловой станцией) и пройдёт на юг около 50-70 километров. Но это, конечно, разговор уже далёкого будущего.

- Вернёмся из будущего в настоящее. Расскажите, как будет развиваться район в текущем году?

 

- Кроме проекта, о котором мы уже говорили (завершение первой очереди ветки на угольный разрез и начало строительства второй), главной задачей района является дальнейшее развитие сельского хозяйства. Для этого мы продолжаем программу кредитования ЛПХ, реконструируем автодороги к небольшим посёлкам района. В частности, недавно завершено строительство автодороги Латынцево - Тумаково длиною восемь километров, на которую затратили 18 млн. рублей. В 2006 году мы получили двенадцать новых автобусов, организуем межпоселковое сообщение (в том числе пять из этих автобусов мы пустили на так называемый «школьный транспорт»).

Значительной проблемой остаются весенние разливы Кана и Агула. В прошлом году возмещение ущерба от наводнений и восстановление повреждений обошлись нам в семь миллионов рублей. Сейчас запущена программа укрепления берегов райцентра.

Есть в планах на 2007-й и решение социальных вопросов. Так, один из самых больных пунктов - районный дом ветеранов, который мы не можем самостоятельно достроить уже несколько лет. Но в этом году мы либо возведём здание (если найдётся спонсор), либо начнём его переоборудовать под обычный жилой дом.

 

Намечено в этом году и лицензирование районной больницы. По-прежнему напряжённым останется график культурной жизни, которой Ирбейский район традиционно славен. Прошлой осенью здесь состоялся первый съезд молодёжи. На краевых смотрах культуры нас представляют восемь народных коллективов, район устраивает этнико-культурные мероприятия (среди которых можно назвать, к примеру, дни культуры украинского народа). Первый (пятилетний) юбилей отметит районный краеведческий музей.

На территории района реализуется проект «Информатизация системы образования», что позволяет педагогам качественно внедрять современные подходы в образовании. Ирбейская средняя школа №1 стала победительницей национального проекта «Образование».

 

 

Досье КЖ

Анатолий Николаевич Сухонос родился в 1959 году в Ирбейском районе.

В 1991 г. окончил Красноярский аграрный университет по специальности «инженер-зоотехник». Кандидат сельскохозяйственных наук (защитил диссертацию по теме «Содержание крупного рогатого скота»). Был главным зоотехником Саянского района, работал на руководящих должностях в Нижнеингашском районе. С начала 1990-х руководил звероводческим хозяйством (ныне племенной завод «Северное»). Женат, трое детей.

В 2005 году избран главой Ирбейского района.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30