31 мая 2020 02:36

31 мая 2020 02:36

Смелее шагай по карьерной лестнице

На совещании заместителя начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Николая Захарова с руководителями отделов и специалистами по управлению персоналом, которое состоялось на прошлой неделе в ДК железнодорожников, подведение итогов прошлого года заняло более шести часов.
Ни для кого не секрет, что сегодня все предприятия транспорта испытывают кадровый голод. Однако укомплектованность кадрами в прошлом году на сети железных дорог составила 98,8 процента. На Красноярской магистрали эта цифра чуть выше.

На совещании заместителя начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Николая Захарова с руководителями отделов и специалистами по управлению персоналом, которое состоялось на прошлой неделе в ДК железнодорожников, подведение итогов прошлого года заняло более шести часов.

Разговор с кадровиками Николай Захаров начал следующими словами:

- Все, наверное, знают, что одной из причин, по которой был освобождён от должности начальник Свердловской железной дороги, стала неправильная расстановка кадров и их подбор.

После этих слов в зале воцарилась идеальная тишина. Вопрос о том, как правильно подбирать персонал и управлять им, чтобы не допустить текучки кадров, волновал каждого.

 

Ни для кого не секрет, что сегодня все предприятия транспорта испытывают кадровый голод. Однако укомплектованность кадрами в прошлом году на сети железных дорог составила 98,8 процента. На Красноярской магистрали эта цифра чуть выше.

Но несмотря на это, на совещании было отмечено, что укомплектованность машинистами локомотивов и осмотрщиками вагонов снизилась. Причина - увольнение работников этих профессий. Обратная ситуация с помощниками машинистов электровозов, монтёрами пути и электромонтёрами контактной сети - укомплектованность ими в 2006 году стала выше.

 

НА СТОЛЕ У КАЖДОГО

К подготовке будущего поколения транспортников подходят серьёзно, по-научному. Заместитель министра транспорта России Сергей Аристов в своём недавнем интервью рассказал, что в будущем появится общий транспортный кодекс, а пока есть только Устав железнодорожного транспорта, Воздушный кодекс, Кодекс внутреннего водного транспорта и торгового мореплавания. Дальше под эту законодательную базу будут готовить и специалистов.

- На столе у каждого кадровика должна быть «Функциональная стратегия развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги», - отметил Николай Захаров. - Работа по укреплению руководящего звена всех уровней, по усилению структуры управления в 2006 году проводилась службой управления персоналом в соответствии с этим документом. В резерв на замещение должностей номенклатуры президента ОАО «РЖД», начальника дороги, начальника отделения дороги на 2007 год  включено 1880 человек на 1137 должностей.

 

Специалисты из резерва на замещение руководящих должностей обучались по программе «Менеджер-профессионал». Кроме теоретического курса, они прошли недельную стажировку в базовых структурных подразделениях дороги в качестве дублёров руководителей.

Увидеть свои перспективы и определиться с местом в организации молодым специалистам помогает процедура самовыдвижения. В прошлом году ею воспользовались 48 человек. Конечно, кому-то пришлось отказать из-за отсутствия высшего образования, ограничения по возрасту или недостаточного стажа работы. Но всё же соответствующих требованиям оказалось 27 человек, пятеро из которых получили продвижение по карьерной лестнице. И в 2007-м руководство дороги организует самовыдвижение. Результаты планируется опубликовать в нашей газете.

 

Ещё одна проблема, которой придали огласку - это то, что не все студенты, обучающиеся бесплатно, ценят предоставленную им возможность получать образование, не вкладывая в это своих денег. Николай Захаров отметил, что с теми, кто плохо учится, по результатам сессии договор будет расторгнут, а со студентами, обучающимися на коммерческой основе, он будет перезаключён. Таким образом, бесплатно обучаться будут только те, кто по-настоящему этого хочет.

 

БЕЗ ПРОФПРИГОДНОСТИ - НИКУДА

Достоверно известно, что применение психологических тренингов в работе с кадрами повышает эффективность работы сотрудников.

Так, психологи Омского отделения Западно-Сибирской магистрали в минувшем году первыми на сети дорог начали внедрять собственные профессионально-психологические методики, призванные помочь железнодорожникам в их ежедневной работе. Они считают, что в процессе тренинга проще отработать модели поведения - «проиграть» их в безопасной ситуации. На занятиях подробно рассказывают о способах снятия стресса, преодоления волнений при общении с руководителями и службами проверок. Железнодорожникам объясняют, «как не сгореть на работе». При подготовке тестирования здесь руководствуются рекомендациями отраслевого Центра психологических исследований, который был создан на базе Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения.

 

Разработки Центра внедряются также на Красноярской и Октябрьской дорогах. Психологические тренинги, проходящие на базе Центра дополнительного профессионального образования в Красноярском филиале ИрГУПСа - это одна из программ повышения квалификации работников Красноярской магистрали. В тренингах участвуют руководители, специалисты по управлению персоналом, секретари-референты и билетные кассиры. Отдельные методики разработаны для молодых специалистов, которым просто необходима адаптация в профессии.

На Красноярской дороге провели сравнительный анализ карьерного перемещения руководителей и результатов их психологической диагностики. Прямая зависимость - очевидна: чем перспективнее специалист  по оценкам психологов, тем успешнее развивается его карьера.

 

Но если говорить об управленческой деятельности, то здесь уже необходима и профессиональная пригодность. Психологическая готовность - это хорошо, но без профпригодности - никуда. Именно для этого существует экспертная оценка. Для того, чтобы претендент попал, к примеру, в резерв, его должны оценить не только вышестоящие руководители, но и специалисты его же уровня, а также подчинённые.

Сегодня психологи работают и с абитуриентами. Задумал поступить в железнодорожный вуз - обратись к психологам. Но здесь уже критерием оценки для тебя будут не лидерские черты и административно-организаторские способности, а интеллектуальные способности и мотивация - предпосылки успешного обучения. В цифрах прошлого года это выглядит так: 253 абитуриента прошли диагностику, 18,6 процентам из них было не рекомендовано выдавать целевые направления. Но на этом психологи не бросают абитуриента в его раздумьях: «Почему же я не нужен?». Консультация по итогам диагностики - пожалуйста. Можно даже родителей с собой «прихватить».

Александра Емашкина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31