"/> Секрет молодости в нефтяной цистерне | Красноярский железнодорожник | Газета от 20080704 | 12 полоса
30 мая 2020 11:37

30 мая 2020 11:37

Секрет молодости в нефтяной цистерне

Уяр славится на весь край новым нефтеналивным терминалом, вкусными сардельками и железнодорожными легендами.
Этим летом по Уяру гуляет множество молодых женщин ЕЩЁ с животиками или УЖЕ с малышами, а на каждом втором балконе стоит детский велосипед. Старожилы довольны - будущее Уяра обеспечено. Чиновники кивают: "Федеральная демографическая программа в действии..."

Уяр славится на весь край новым нефтеналивным терминалом, вкусными сардельками и железнодорожными легендами.

Этим летом по Уяру гуляет множество молодых женщин ЕЩЁ с животиками или УЖЕ с малышами, а на каждом втором балконе стоит детский велосипед. Старожилы довольны - будущее Уяра обеспечено. Чиновники кивают: "Федеральная демографическая программа в действии..."

 

ЖИВУЩИЕ У ЯРА

 А ведь были времена, когда в этих местах обитал один-единственный человек. Сохранилась легенда о том, как солдат возвращался домой после 25-летней службы царю-батюшке. На обрывистом берегу реки, у яра, захотелось ему сделать привал. Прилёг, задумался: чистый воздух, мягкая трава - почему бы не остаться здесь?

 Срубил дом, распахал огород. И всё-таки чего-то не хватало. Ясное дело: в каждом доме должна быть хозяйка. Поехал солдат свататься в ближайшее село Никольское. Сваты спросили: "Откуда ты родом, где твой дом?" "А живу я неподалёку, у яра", - ответил солдат. Так и родилось название будущего города.

 

 История одноимённой станции не менее любопытна. В 1895 году в семи километрах от села Уяръ был построен однопутный участок Средне-Сибирской дороги. Станцию, на которой составы делали остановку, назвали Уярская. А через два года, по ходатайству тамбовских переселенцев, её переименовали в Ольгино.

 В начале XX века (в 1908 году) проектировщики приняли решение выпрямить путь, и трасса переместилась на семь километров к югу.

 Специалист музея Красноярской магистрали Наталья Исаева рассказывает, что во время последней командировки в Томск в библиотеке местного политехнического института она обнаружила альбом с фотографиями и картами железнодорожных станций 1890 - 1900-х годов.

 Была среди них и карта окрестностей Уярской, в те времена ещё входившей в состав Средне-Сибирской магистрали. На карте можно увидеть и как проходила старая колея, и координаты инженерного решения по её переносу (участка современного Транссиба).

 В итоге станция и село географически соединились. Третье своё название железнодорожная точка на карте получила в честь инженера Клюквина, руководившего строительством.

 И только в 1972 году решением Министерства путей сообщения Клюквенная была переименована в Уяр.

 

ГОТИЧЕСКАЯ БАШНЯ

 Развитием своим посёлок, а затем город обязан железной дороге. Сразу же после открытия станции железнодорожники решили строить здесь водонапорную башню.

 Рабочие по настилу поднимали в гору строительные материалы - 12 кирпичей в заплечном мешке. Укладчики принимали груз и постепенно возводили архитектурный шедевр в готическом стиле. По сей день башня украшает город и снабжает жителей чистой водой из подземных источников. Её обслуживают специалисты дистанции гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения. Говорят, если подняться по старинной лесенке на крышу, вид оттуда открывается потрясающий: внизу, прямо как в песне, "зелёное море тайги".

 История доказала, что строить различные объекты в Уяре - дело благодарное, и в XX веке здесь появился завод железобетонных конструкций.

 

 Сергей Алимбочков, почётный строитель и директор с 20-летним стажем, сейчас на пенсии. Он вспоминает, что в прежние годы на станции грузили по пять вагонов железобетона в сутки. Кроме того, продукция завода шла на строительство жилых домов для работников станции. Эти панельные пятиэтажки до сих пор пребывают в добром здравии. Традиции этого предприятия сейчас продолжает завод "Уяр-железобетон". Все энергослужбы от Красноярска до Владивостока ставят новые опоры контактной сети исключительно уярского производства.

 Следующая достопримечательность станции - нефтеналивной терминал, открытый в 2006 году.

 Александр Медведев, начальник штаба гражданской обороны и профсоюзный лидер, рассказывает историю возрождения Уяра в качестве нефтеналивной станции, каковой она и была до 1983 года. Решение о строительстве терминала было принято после визита на Красноярскую дорогу Вадима Морозова, первого вице-президента ОАО "РЖД".

 На "стройку века" в 2005 году приехало множество молодых специалистов (крановщики, газосварщики). Многие, к радости местных девчонок, осели в Уяре. Вскоре появились новые семьи. Так что местный демографический бум объясняется очень просто.

 

РЕТРОНАХОДКИ И ЭКСПРЕСС-ВСТРЕЧИ

 Город молодеет, но есть в нём и вещи из прошлого, которые возраст только красит. В бытность свою начальником станции Александр Медведев сидел за рабочим столом в старинном кресле. На спинке была выбита надпись "Средне-Сибирская железная дорога". Это значит, что креслицу стукнуло почти сто лет - столько же, сколько и самой станции Уяр. А начальник дороги во время комиссионного осмотра даже предложил Александру Геннадьевичу передать раритет в дорожный музей...

 Командировка в насыщенный легендами Уяр завершилась интересной встречей на перроне, где пассажиры ожидали прибытия "Экспресса".

 

 Оказалось, что мой собеседник, Павел Краснояров, который за свою жизнь успел поработать на всех видах транспорта, начинал на железной дороге. В 1969 году, после окончания техникума, во время практики свой первый поезд он привёл именно на эту узловую станцию.

Железнодорожников (бывших, настоящих и будущих) в Уяре целая дивизия. Не зря заместитель главы района Геннадий Егоров отметил, что здесь каждый третий житель владеет соответствующей профессией.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31