01 июня 2020 02:31

01 июня 2020 02:31

"Красноярский железнодорожник" на Северо-Кавказской магистрали

В рамках проекта "Все дороги в гости к нам" корреспондент КЖ побывал на Северо-Кавказской магистрали. Год от года повышается инвестиционная привлекательность Северо-Кавказской магистрали. Улучшены основные количественные и качественные показатели работы, успешно претворяется в жизнь ряд масштабных проектов, среди которых развитие железнодорожной инфраструктуры, усиление подходов к южнороссийским портам, строительство вторых и третьих путей на отдельных участках дороги, удлинение существующих станционных путей, реконструкция участка Туапсе-Адлер.

Начальник СКЖД Владимир Голоскоков: “Развитие портов невозможно без железной дороги”

 

- Год от года повышается инвестиционная привлекательность Северо-Кавказской магистрали. Улучшены основные количественные и качественные показатели работы, успешно претворяется в жизнь ряд масштабных проектов, среди которых развитие железнодорожной инфраструктуры, усиление подходов к южнороссийским портам, строительство вторых и третьих путей на отдельных участках дороги, удлинение существующих станционных путей, реконструкция участка Туапсе-Адлер, возрождение Грозненского отделения.

Существование и дальнейшее развитие портовых комплексов Краснодарского края и Ростовской области, да и других регионов невозможно представить без железной дороги.

Отдых на Черноморском побережье и Кавказских Минеральных Водах для многих пассажиров, прежде всего, связан с путешествием в поезде. Пассажиропоток увеличивается в среднем на 12 процентов ежегодно. Все эти факторы подтверждают необходимость перспективного развития дороги.

 

В 2007-м планируется в усиление и развитие инфраструктуры Северо-Кавказской магистрали вложить около 19 миллиардов рублей инвестиционных средств. Большое внимание уделено капитальному ремонту путевого хозяйства, вагонов, локомотивов, устройств автоблокировки, энергообъектов, развитию и строительству подходов к припортовым станциям.

В прошлом году на СКЖД реализовано несколько проектов. Состоялось торжественное открытие после реконструкции Большого петлевого тоннеля на станции Индюк участка Армавир - Туапсе, что позволило сократить время в пути, усовершенствовать процесс грузового движения и повысить уровень безопасности движения. Общая стоимость реконструкции составила 2,8 млрд. рублей.

 

На участке Минеральные Воды - Кисловодск завершён перевод электрифицированной линии с постоянного тока на переменный, что позволило увеличить скорость доставки пассажиров на отдых, а также снизить эксплуатационные расходы на содержание устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта более чем на 30 миллионов рублей в год. Рабочую группу по организации перевода участка на переменный ток возглавлял главный инженер Красноярской магистрали Евгений Савченко.

В рамках инвестиционной программы реконструкции направления Котельниково - Таманский полуостров завершены работы по удлинению путей по станциям Куберле, Козырьки, Пластуновская (всего более чем на 100 млн. руб.). Работы проводились для увеличения пропускных способностей дороги на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна.

По программе “Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел” построено 11 километров третьего пути на участке Лихая - Замчалово. Этот участок стал первым этапом строительства третьих путей на направлении Лихая - Кизитеринка.

 

Полностью реализована программа безопасности по дороге, выполнена модернизация и реконструкция 69 позиций на сумму более 400 млн. рублей.

Выполнена реконструкция пунктов технического обслуживания на станциях Анапа (152 млн. руб.) и Минутка (54 млн. руб.), пассажирских платформ на станции Лазаревская (35 млн. руб.), Хоста (18,3 млн. руб.). 28 декабря 2006 года при участии президента ОАО “РЖД” состоялось открытие пригородного вокзала в Ростове-на-Дону после проведённой капитальной реконструкции. Объём вложений составил более 70 млн. рублей. Ростовский пригородный вокзал построен в 1962 году и является крупнейшим на СКЖД по количеству отправленных пассажиров в пригородном сообщении. В среднем в сутки здесь обслуживается около 10 тысяч пассажиров, отправляется 35 пар обычных электропоездов и 3 пары скоростных. Сдан в эксплуатацию всесезонный вагономоечный комплекс в мотор-вагонном депо Ростов. Комплекс пока единственный на сети, так как его эксплуатация предполагает обмыв не только боковых, но и головных частей вагонов.

 

С 2000 года на территории Чеченской республики проводятся работы по строительству и восстановлению железнодорожной инфраструктуры. Только в 2006 году на эти нужды освоено около 440 миллионов рублей. Всего за последние два года компанией “РЖД” вложено почти 2 миллиарда рублей в восстановление железной дороги Чечни. Сейчас движение грузовых и пассажирских поездов идёт в обычном графике. Это практически единственный на сегодня надёжный путь для подвоза строительных грузов и доставки пассажиров.

Воссоздано и наращивает темпы в работе Грозненское отделение. Накануне Дня железнодорожника там была введена в эксплуатацию цифровая сеть. Более 183 миллионов рублей направлено на восстановление цифровой связи в Чеченской республике в 2006 году.

На станции Грозный была заново отстроена поликлиника Грозненского отделения Северо-Кавказской дороги. В реконструкцию было вложено более 15 миллионов рублей. Также было закуплено современное медицинское оборудование на 8,5 миллиона.

 

В августе 2006-го в Гудермесе семьи работников магистрали получили новые квартиры. 90-квартирный жилой дом построен заново на месте разрушенного во время контртеррористической операции. Второй дом, построенный железнодорожниками в Чечне в прошлом году, был сдан в октябре - 120-квартирный, пятиэтажный. Квартиры в нём распределены на основе ипотечного кредитования.

Идёт дальнейшее развитие стивидорных компаний Новороссийска и Туапсе, активно ведётся строительство портовых комплексов на Таманском полуострове, развиваются малые порты. Однако их развитие зачастую опережает строительство железнодорожных подходов. Поэтому в последние годы практикуется всё более активное привлечение к развитию железной дороги внешних инвесторов.

 

В 2007 году на СКЖД ожидается поступление более 60 миллионов рублей из бюджетов девяти субъектов Федерации Южного федерального округа на компенсацию убытков от пригородных пассажирских перевозок. Договоры по организации транспортного обслуживания на 2007 год подписаны с администрациями Республик Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, а также Ставропольского и Краснодарского краёв. Кроме того, проходит согласование соответствующих договоров с администрациями Ростовской области, Республики Дагестан и Чеченской Республики.

Успешное развитие Северо-Кавказской железной дороги - это дальнейшее развитие Южного федерального округа и всей экономики страны.

 

ИСПЫТАНИЕ КАВКАЗОМ

На Северо-Кавказской магистрали развивается скоростное пассажирское движение. В ближайшем будущем пассажиры смогут добираться из центра России до курортов Черноморского побережья и Кавказких Минеральных Вод быстрее и комфортнее.

Для того, чтобы движение с высокой скоростью осуществлялось без затруднений, необходимо провести не одну экспериментальную поездку. Именно с этой целью на СКЖД было проведено несколько опытных скоростных рейсов.

 

Уже успешно прошёл рейс скоростного поезда Москва - Сочи, во время него расстояние от столицы России до города-курорта было преодолено за 24 с небольшим часа вместо обычных 28-30. Продолжаются испытания поезда межобластного значения Ростов - Кисловодск. Региональная дирекция по обслуживанию пассажиров “Севкавэкспресс” намерена пустить скоростной поезд к началу летних пассажирских перевозок в круглогодичное обращение. И если основной задачей первого опытного рейса, состоявшегося в ноябре минувшего года, было испытание на этом полигоне пассажирских вагонов Тверского завода с дисковыми тормозами, то для второго рейса целью было опробовать поезд в скоростном режиме.

Перспективной машиной для высокоскоростных рейсов считается электровоз ЭП-10. В дальнейшем локомотивы этой же серии будут обслуживать высокоскоростные поезда по маршруту Москва - Адлер. Машина принципиально отличается от находящихся в эксплуатации пассажирских электровозов: асинхронный двигатель, мощная электроника, управление с помощью компьютера. Возникшие в пути неисправности также помогает устранить вычислительная техника. На СКЖД уже есть группа машинистов, обученных и обкатанных на ЭП-10.

 

По результатам испытаний дорожной тягово-энергетической лаборатории, проведённых летом прошлого года, электровоз ЧС-8 не мог хорошо показать себя на перегонах Минеральные Воды - Бештау, Бештау - Лермонтовская, Пятигорск - Лермонтовская. Максимальная сила тяги не всегда позволяет ему тронуть там с места пассажирский поезд, состоящий из 18 вагонов. Возникающие перегрузки силового оборудования превышают максимально допустимые нормы, перегреваются тяговые двигатели. Отсюда возникает необходимость во вспомогательном локомотиве. Испытания показали, что ЧС-8 нормально ведёт себя при условии безостановочного следования на критических подъёмах. А ведь именно в таких местах находятся станции Пятигорск и Лермонтовская, которые планируется заложить в график для скоростного поезда Ростов - Кисловодск.

В следующей опытной скоростной поездке от Ростова до Кисловодска планируется испытать электровоз ЭП-1М.

 

ПУТИ НА ЭСТАКАДЕ

altВ ходе осмотра инфраструктуры и транспортных объектов Сочи оценочная комиссия Международного олимпийского комитета и российские руководители ознакомились с проектами железнодорожников.

В городе-курорте были представлены новый электропоезд ЭД4 МКМ, модифицированный рельсовый автобус РА-2 и проект организации интермодальных перевозок от станции Адлер до аэропорта Сочи.

Возможно, новый комфортабельный подвижной состав станет курсировать именно на этом участке. Продление железнодорожной линии до аэровокзального комплекса Сочи предусмотрено федеральной целевой программой “Развитие Сочи как горноклиматического курорта до 2014 года”. Проектно-изыскательские работы было поручено вести ростовскому филиалу ОАО “Росжелдорпроект” - институту “Кавжелдорпроект”.

Проблема доставки пассажиров со станции Адлер в аэропорт Сочи назрела давно. Сначала рассматривалась возможность строительства специального павильона в районе станции Адлер, чтобы там проводить регистрацию авиапассажиров и затем доставлять их в аэропорт автобусами.

Позже было принято решение, с учётом столичного опыта интермодальных перевозок и местных особенностей, организовать регулярное железнодорожное сообщение. При выборе трассы проектировщики столкнулись с рядом трудностей. Одна из проблем - территория в условиях гористой местности была как бы “зажата”.

Рассматривались три варианта строительства. Первый предполагал пробивку тоннеля с северного склона, второй - строительство по нагорной стороне, с устройством специальной галереи.

 

Но основным и экономически более эффективным определили прокладку путей по эстакаде с выходом из станции Адлер параллельно улице Мира и обустройством остановочной платформы на уровне второго этажа аэровокзального комплекса. Администрация города поддержала железнодорожников.

Проектом предусмотрена, с одной стороны, прокладка двух пешеходных галерей, позволяющих сразу по выходе из вагона попасть по “бегущему” тротуару в аэровокзал. А с другой - эскалаторы и лифты с выходом на привокзальную площадь (этой веткой могут пользоваться наравне с гостями-пассажирами и жители окрестных районов).

Общая длина ветки - около трёх километров, протяжённость остановочной площадки - 180 метров. Ориентировочная стоимость строительства в нынешних ценах - около семи миллиардов рублей.

На первом этапе можно будет использовать на новой пригородной ветке рельсовый автобус повышенной комфортности РА-2. А электропоезд - по мере роста пассажиропотока. Кстати, он, по прогнозам специалистов, возрастёт в курортной зоне до трёх миллионов человек в год.

 

В СИСТЕМЕ ЮГА

Новороссийск - важнейшая на юге России станция, которая обеспечивает перевалку экспортных грузов через порт. По разным данным, грузооборот порта в 2007-2008 годах может составить до 39 миллионов тонн в год, а в 2010 году дорасти до 50-ти.

Новороссийский морской торговый порт (НМТП) - крупнейший портовый оператор на территории СНГ и Балтии. Он осуществляет перевалку всех видов сухих и наливных грузов и имеет специализированные терминалы по грузопереработке металлов, сахара-сырца, удобрений, контейнеров, зерна, скоропортящихся грузов, нефти, нефтеподуктов и других грузов. Новороссийский порт и СКЖД планируют совместно развивать транспортную систему юга России.

 

В январе нынешнего года в Новороссийске состоялась встреча директоров холдинга Новороссийского порта с руководителями Северо-Кавказской железной дороги. Представители стивидорных компаний и железнодорожники обменялись мнениями по организации оперативного взаимодействия, а также по выработке единой политики реализации взаимовыгодных инвестиционных проектов.

Государственный контракт, подписанный ОАО “НМТП”, предполагает развитие припортовой зоны, подходов к порту Новороссийск, строительство накопительных станций, а также развитие самой станции Новороссийск, что позволит ускорить движение железнодорожного транспорта и увеличить грузооборот как железнодорожной станции, так и порта.

 

АВТОБУС ИЗ МЫТИЩ

В Ростовской дирекции по перевозке пассажиров в пригородном сообщении появился новый рельсовый автобус.

РА-2 несколько отличается от своего предшественника РА-1. Автобус собран на заводе “Метровагонмаш” в Мытищах. Этот самоходный транспорт оснащён экономичным дизелем и гидропередачей фирмы “Мерседес”, позволяющими при среднем расходе топлива 25-30 литров (на 100 километров) развивать скорость до 100 километров в час.

В этой модели установлена микропроцессорная система управления движением и тормозами. Кабина машиниста оснащена кондиционером, бортовым компьютером, помогающим вести диагностику, видеть, например, незакрытые двери или неполадки в салоне. Машинист теперь многое может исправить, не покидая рабочего места и не отвлекаясь от ведения поезда. Значительно облегчает управление система автоведения.

 

В салоне нового автобуса - мягкие кресла и откидные столики. Мест меньше, чем в предыдущей модели. Но за счёт этого организованы три тамбура c биотуалетом. Между головными вагонами - прицепные, один из которых может быть даже моторным, а общий состав может достигать пяти вагонов.

Курсировать новый рельсовый автобус будет по маршруту Ростов - Сальск - Волгодонская. Ожидается, что в июне в Ростовскую дирекцию по перевозке пассажиров поступит ещё один РА-2.

 

ТРАНЗИТОМ ЧЕРЕЗ ЧЕЧНЮ

Поезд Ростов - Махачкала теперь ходит по своему старому маршруту через Чеченскую республику.

В своё время этот маршрут отменили из-за боевых действий в Чечне и нестабильной обстановки в регионе. Поезд №395/396 до Махачкалы и обратно курсировал через Волгоград и Астрахань. Время нахождения пассажиров в дороге было достаточно долгим - 40 часов.

По новому-старому маршруту поезд отправился из Ростова 14 января 2007 года. Теперь он курсирует через день двумя составами. По чётным числам отправляется из Ростова, по нечётным - из Махачкалы. В первом рейсе в составе поезда находилось восемь вагонов. В зависимости от пассажиропотока количество вагонов можно увеличить при необходимости до 18-ти. Самое главное, что время в пути сократилось в два раза по сравнению с тем, когда поезд шёл через Волгоград и Астрахань.

Александра Емашкина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30