01 июня 2020 01:46

01 июня 2020 01:46

Решотинские шпалы для иранских партнёров

Решотинский шпалопропиточный завод планирует по итогам 2007 года укрепиться на лидирующих позициях среди тринадцати аналогичных заводов России. Главным техническим прорывом прошлого года стала реконструкция пропиточных линий. Она позволила сократить время на подготовку (разогрев) антисептика. А значит, ускорился процесс пропитки. Экономия от этого составила почти пять рублей на одну шпалу (если вспомнить о двух миллионах шпал в год, получится совсем не маленький результат).

Решотинский шпалопропиточный завод планирует по итогам 2007 года укрепиться на лидирующих позициях среди тринадцати аналогичных заводов России.

 

ПЛОЩАДЬ МОНАКО

Если говорить коротко, суть деятельности шпалопропиточного завода очень проста - приходящие новенькие “белые” шпалы здесь пропитывают специальным составом - “антисептиком”, благодаря чему деревянный материал меньше страдает от климата и вредных насекомых. В результате срок жизни шпалы повышается более чем в два раза.

Однако это, казалось бы, простое занятие требует больших технологических и материальных затрат. Поэтому на каждом из шпалопропиточных заводов нашей страны работает не менее сотни человек, а суммарная их территория превышает по площади государство Монако. До постройки завода в Красноярском крае сибирские железные дороги обеспечивались продукцией двух шпалопропиточных заводов в Тайшете и Томске. Однако большая часть древесины для заводов поступала с Приангарья (одного из крупнейших в мире регионов лесопоставки).

 

Поэтому уже в конце 1980-х правительство спроектировало аналогичный завод на востоке края, в посёлке Решоты. Однако начавшееся в 1988 году строительство заводских корпусов приостановилось в связи с распадом СССР и начавшейся экономической депрессией. Его удалось возобновить лишь в конце прошлого десятилетия. Ввод первой пусковой очереди, с проектной мощностью 110 тыс. кубометров пропитанной древесины в год, состоялся в июне 1999-го. Ввод второй очереди, с проектной мощностью 240 тыс. кубометров в год, состоялся в декабре 1999 года.

Сейчас Решотинский завод вышел на уровень производства в два миллиона шпал в год. Это неплохие показатели для предприятия, существующего менее десяти лет. Особенно если учесть, что общероссийский уровень производства шпал составляет менее 10 млн. штук в год (то есть, в Решотах пропитывают каждую пятую отечественную шпалу).

 

ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК

Спрос на продукцию шпалопропиточных заводов в России строго регламентирован заказчиком - департаментом пути и сооружений ОАО “РЖД”. Поэтому, хотя сейчас существующие заводы могут пропитывать до 15 млн. шпал в год, стране требуется только 9,5 миллиона.

- Несмотря на то, что, казалось бы, нам нет необходимости бороться за рост качества производимой продукции, конкуренция в нашей отрасли очень велика, - рассказывает директор завода Александр Боюн. - Поэтому в 2006 году мы поставили себе две главных задачи - снизить себестоимость продукции и повысить её качество.

За 2006 год заводу удалось совершить значительный технологический рывок. Благодаря этому решотинским шпалопропитчикам удалось выйти на лидирующие позиции отраслевого рынка страны.

 

Главным техническим прорывом прошлого года стала реконструкция пропиточных линий. Она позволила сократить время на подготовку (разогрев) антисептика. А значит, ускорился процесс пропитки. Экономия от этого составила почти пять рублей на одну шпалу (если вспомнить о двух миллионах шпал в год, получится совсем не маленький результат). Благодаря автоматизированной системе управления технологическим процессом пропитки (не имеющей аналогов на других шпалопропиточных заводах России) в комплексе с внедрёнными техническими новшествами, повысилась производительность пропиточных цилиндров, а также снизились затраты на потребляемую тепловую и электрическую энергию.

Наконец, возврат низкотемпературного промышленного конденсата на котельную, с целью его повторного использования, позволил сэкономить 1100 тонн бурого угля и 64 тысячи кубометров очищенной воды. Благодаря этому снизились затраты на пропитку, улучшилась экологическая обстановка на предприятии.

Учитывая требования Регистра по сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте к выпуску сертифицированной продукции, в этом году усовершенствование производства в Решотах продолжается.

В прошлом номере “КЖ” писал о введении в опытную эксплуатацию линии ЗШ-01. Знаменательно, что эта экспериментальная модель разработана Красноярским институтом железнодорожного транспорта. Её производительность позволит частично решить вопрос стопроцентного торцевого закрепления шпал деревянными винтами.

 

ЧЁРНО-БЕЛОЕ СОРЕВНОВАНИЕ

За время своего существования завод много раз становился победителем профессиональных соревнований. Девять раз его коллектив был лауреатом квартальных отраслевых соревнований, в которых участвует с 2002 года. В 2007-м на повестке дня - отстаиваение звания лучшего завода отрасли по итогам года.

Сейчас продукция завода идёт на шесть дорог страны. Кроме родных красноярских линий, решотинские шпалы укладываются под рельсы на Куйбышевской, Забайкальской, Дальневосточной, Сахалинской, Северо-Кавказской и Южно-Уральской дорогах. В этом году завод совершил ещё один важный шаг в своей деловой истории - впервые наши шпалы уедут за границу, в Иран. Эта страна входит в пятёрку стран Азии с крупнейшей протяжённостью железных дорог, а также, наряду с Китаем, является в последние годы лидером по вводу новых километров пути. Поставки шпал иранским партнёрам начнутся уже этой весной. В планах на 2007 год - поставка 50 тысяч шпал.

 

Столь значительного рынка сбыта не имеет почти никто из конкурентов завода. А конкуренция в отрасли значительная. Например, дальневосточный Аюрский шпалопропиточный завод не справился с требованиями рынка, и его “зону влияния” сейчас захватывают решотинцы. А вот, например, ближайшие соседи - Тайшетский и Томский заводы - держатся за свои дороги, как говорится, мёртвой хваткой.

Есть конкуренция и на самом заводе. У отдельных цехов (как у настоящих средневековых гильдий) есть даже свои прозвища. Например, рабочие-приёмщики называются “белая бригада”, потому что к ним древесина приходит ещё совсем белой и чистой. Те, кто отгружает уже пропитанные шпалы, носят шутливое название “чернушники” (антисептик обычно включает в себя каменноугольное масло - от него шпалы, которые мы видим на дорогах, и приобретают особый смоляной цвет).

 

“ЭКОЛОГИЯ” ТРУДА

altСоциальной стороне в Решотах уделяют отдельное внимание. Технологические новшества, постоянно вводимые на заводе, позволили усовершенствовать условия труда настолько, что за всё время существования предприятия на нём не случилось ни одной крупной аварии.

Профсоюз завода следит за соблюдением “экологии” труда. Поэтому в каждом цехе есть цветочный уголок, а то и фонтан - не хуже, чем на центральных улицах Красноярска. Зелёная беседка возле столовой, окружённая сугробами (а в Решотах пока ещё настоящая таёжная зима), напоминает какой-то японский декоративный пейзаж. Кстати, первым построенным зданием здесь стал не цех и не дирекция, а... столовая. На заводе не стали гнаться за красивым мифом и сохранили памятную кладку на первом построенном здании будущего гиганта. Так что, если заводу ещё только восьмой год, то у местной столовой в этом году уже юбилей.

 

Конечно, у крупнейшего промышленного гиганта на востоке Красноярского края есть и свои проблемы. Так, по мнению руководства завода, предприятие ещё только делает первые шаги для того, чтобы стать действительно конкурентоспособным, автономным и кризисоустойчивым. Кроме того, очевидно, что со временем львиную долю шпал, используемых на дорогах, будут составлять железобетонные изделия. Поэтому уже сейчас нужно думать о будущем своего производства, чтобы через несколько десятилетий оно не стало архаизмом.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30