04 августа 2020 04:54

04 августа 2020 04:54

Сергей Рымарь: “Наша цель - доступная ипотека”

ОАО “РЖД” недавно утвердило новые нормативные документы по ипотеке. Заместитель начальника департамента социального развития ОАО “РЖД” Сергей Рымарь считает, что они позволят повысить эффективность ипотечной программы компании. О том, как она проходит, Сергей Рымарь рассказал нашей газете.

ОАО “РЖД” недавно утвердило новые нормативные документы по ипотеке. Заместитель начальника департамента социального развития ОАО “РЖД” Сергей Рымарь считает, что они позволят повысить эффективность ипотечной программы компании. О том, как она проходит, Сергей Рымарь рассказал нашей газете:

 

- С тех пор как бесплатная раздача жилья канула в Лету, компания помогает своим работникам приобретать его по рыночным (или близким к ним) ценам. С 2006 года - в форме субсидирования процентной ставки по ипотечному кредиту. т.е. из 11 процентов годовых 9 работнику компенсирует компания. Фактически ставка по кредиту для него составляет всего 2 процента годовых (без учёта налогов), это даже меньше, чем на Западе. В нашей стране условия кредитования, о которых мы договорились с уполномоченными банками, наиболее выгодные.

Предварительно департамент соцразвития совместно с дорогами провёл анализ доходов железнодорожников, определил количество тех, кто готов покупать жильё на таких условиях. На учёт для оказания корпоративной поддержки были поставлены 31 тысяча работников железных дорог и около 5 тысяч работников других филиалов и структурных подразделений ОАО “РЖД”. Электронная база по ним передана в ЗАО “Желдорипотека” и НО “Фонд “Жилсоципотека”.

По итогам 2006 года выдано 4,6 млрд. руб. ипотечных кредитов. Их получили 4435 человек. Это позволило почти в два раза по сравнению с 2005 годом увеличить число работников ОАО “РЖД”, получивших корпоративную поддержку на улучшение жилищных условий. Кроме того, 1505 работников ОАО “РЖД”, не состоящих на учёте, также получили ипотечные кредиты.

 

Достичь большего эффекта в 2006 году не удалось из-за трёх основных факторов платёжеспособности: уровня доходов семьи, условий оказания корпоративной поддержки и её размера, стоимости предлагаемых к покупке жилых помещений. По этим причинам не все работники ОАО “РЖД”, состоящие на учёте, смогли получить ипотечные кредиты.

Одним из влиятельных факторов является стоимость предлагаемых к покупке жилых помещений, которую формируют ЗАО “Желдорипотека” и НО “Фонд “Жилсоципотека”. Она зависит от формы участия их в жилищном строительстве. В 2006 году только 12 процентов жилых помещений от общего количества предложенных к продаже этими организациями находились в домах, где они выступают застройщиками. Остальные жилые помещения перепроданы “Желдорипотекой” и “Фондом “Жилсоципотека” работникам ОАО “РЖД” от сторонних застройщиков. По этой причине стоимость жилых помещений оказалась значительно выше себестоимости строительства.

В компании проанализировали сложившуюся ситуацию и с учётом предложений дорог, ЗАО “Желдорипотека” и уполномоченных банков разработали и утвердили новые редакции ранее действовавших нормативных документов. Это Положение об ипотечном субсидировании работников компании, Регламент взаимодействия сторон, участвующих в ипотечной программе, и Регламент взаимодействия сторон, участвующих в программе предоставления безвозмездных субсидий.

Внесённые изменения повысят возможности работников ОАО “РЖД” в получении ипотечных кредитов. В первую очередь, благодаря изменениям условий оказания корпоративной поддержки и её размера.

 

Каковы основные изменения? Прежде всего, отменён срок субсидирования в зависимости от соотношения ипотечного кредита к субсидируемой его части. Этот пункт предыдущего Положения значительно снижал сумму, на которую ОАО “РЖД” предоставляло ипотечную субсидию, а также сокращал срок субсидирования.

Так, ОАО “РЖД” субсидировало только 83 процента общей суммы ипотечных кредитов, полученных в 2006 году работниками ОАО “РЖД”. По новой редакции Положения срок субсидирования ипотечных кредитов составит 180 месяцев (15 лет) без всяких ограничений, а расчётная субсидируемая сумма ипотечного кредита может быть уменьшена только по желанию работника ОАО “РЖД” или из-за недостаточной его платёжеспособности.

Предусмотрена выдача ипотечного кредита без первоначального взноса, что важно для молодых работников, у которых нет сбережений. Упрощена процедура определения и утверждения расчётных сумм, на которые будет оказываться корпоративная поддержка работнику.

В случае превышения рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения на 20 процентов по сравнению с расчётной предусмотрено применение дополнительного корректирующего коэффициента.

 

В новую редакцию Положения внесены также и другие существенные изменения, что позволит на 30-35 процентов увеличить работникам ОАО “РЖД” расчётную сумму ипотечного кредита, на которую будет предоставляться корпоративная поддержка. Это существенное улучшение условий кредитования.

Напомню, что кредит предоставляется на срок до 25 лет под 11 процентов годовых ещё на этапе строительства дома, а субсидируемый (фактически под 2 процента годовых) - на срок до 15 лет. Молодым специалистам, состоящим на учёте по оказанию корпоративной поддержки, предоставляется беспроцентный ипотечный кредит.

Для закрепления кадров на предприятиях Положением предусмотрено, что ипотечная субсидия предоставляется сотруднику только на период работы в подразделениях ОАО “РЖД”. Одновременно у нас решён вопрос предоставления корпоративной поддержки для ветеранов-железнодорожников. Им жилые помещения будут продаваться с применением ипотеки с рассрочкой платежа сроком до 15 лет под 2 процента годовых.

 

На 2007 год в бюджете компании выделено 420 млн. руб. для выплаты ипотечных субсидий, без учёта обязательств по прошлому году.

Кроме того, 100 млн. руб. предусмотрено для предоставления безвозмездных субсидий отдельным категориям работников ОАО “РЖД” и 50 млн. руб. - на возмещение части задолженности по приобретённым ранее жилым помещениям при рождении в их семьях детей. И здесь действует такое соотношение: при рождении первого ребёнка - в размере стоимости 10 кв. м, второго - 14, и 18 кв. м - при рождении третьего и последующих.

По нашим оценкам, в 2007 году на выделенные средства около 4500 работников ОАО “РЖД” получат корпоративную поддержку для улучшения жилищных условий.

На 2007 - 2009 годы департамент на основе предложений железных дорог сформировал план-заказ на строительство платного жилья и направил его в ЗАО “Желдорипотека” и НО “Фонд “Жилсоципотека”.

 

В соответствии с ним в 2007 году фондом будет предложено к продаже 1090 квартир. Из них 890 - работникам, имеющим право на корпоративную поддержку, 200 - желающим улучшить свои условия, но без права на субсидию. При этом 35 процентов из объёма продаж по корпоративной поддержке НО “Фонд “Жилсоципотека” планирует реализовать в домах, где он выступает застройщиком (заказчиком).

ЗАО “Желдорипотека” план строительства по объектам платного жилья на 2007 год пока не сформировало, но время ещё есть.

В целом же принятые меры по формированию доступного жилья для работников компании позволят существенно повысить эффективность ипотечной программы.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31