27 мая 2020 11:54

27 мая 2020 11:54

Перекосов быть не должно

На прошлой неделе по инициативе Роспрофжела прошёл круглый стол “О переходе на новую систему оплаты труда работников ОАО “РЖД”. На встречу были приглашены специалисты центрального аппарата ОАО “РЖД”, Московской и Октябрьской дорог, кадровики, юристы, представители Московско-Смоленской дистанции пути, вагонно-эксплуатационного депо Бирюлёво, локомотивного депо Раменское, профсоюза.

На прошлой неделе по инициативе Роспрофжела прошёл круглый стол “О переходе на новую систему оплаты труда работников ОАО “РЖД”. На встречу были приглашены специалисты центрального аппарата ОАО “РЖД”, Московской и Октябрьской дорог, кадровики, юристы, представители Московско-Смоленской дистанции пути, вагонно-эксплуатационного депо Бирюлёво, локомотивного депо Раменское, профсоюза.

 

Николай Никифоров, председатель Роспрофжела:

- За три года зарплата в компании выросла на 70,4, реальная - на 24,1 процента. Причём у нас соблюдался принцип: рост реальной зарплаты зависит от темпов роста производительности. Действует механизм мотивации эффективного и безаварийного труда.

В 2006 году среднемесячная зарплата по компании составила 14 482 рубля и выросла по сравнению с 2005 на 16,3 процента, реальная - на 6 при росте производительности на 6,6. В то же время у профсоюзных и хозяйственных руководителей - возникает ряд вопросов. Темпы роста реальной зарплаты и в 2005-м, и в 2006-м значительно ниже, чем в целом по России. (В 2006 году в 2 раза, а в 2005-м - и того более). В связи с этим появились вопросы по комплектованию штата работниками массовых профессий, особенно это касается Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда и ряда других городов.

 

Действующая система оплаты труда (СОТ) предусматривала региональное регулирование. А если говорить в целом, то минимальный рост зарплаты в компании в 2006 году составлял 18,7 процента, в январе этого года - уже 55,7. А за 5 лет рост минимальной зарплаты в компании вырос в 3,9 раза (по РФ - в 4,8). Это говорит о назревшей необходимости пересмотреть СОТ, чтобы простимулировать работу и в зависимости от этого обеспечить рост реальной зарплаты.

Профсоюз длительное время поднимал проблему увеличения постоянной составляющей в зарплате. Положение о новой СОТ позволяет поднять её до 60 процентов.

Что получается по профессиям? Взять, например, электромехаников СЦБ Восточно-Сибирской дороги. У тех из них, кто имеет приличный стаж работы, прогнозируется рост зарплаты всего на 3,4 процента, а мы говорим, что реальная должна вырасти минимум на 3,9. Таков размер индексации за 1 квартал, она будет проведена упреждающими темпами и совмещается с переходом на новую СОТ. Это единичный случай?

 

Сергей Данилов, зам. начальника департамента планирования и бюджетирования ОАО “РЖД”:

Дело в том, что положение о премировании и право устанавливать стимулирующие надбавки и доплаты на различных дорогах распределены по-разному. Есть дороги, где право утверждать положение о премировании осталось за их начальниками. Может быть, это право предоставлено на уровне отделений. Иногда его устанавливает руководитель структурного подразделения - станции, дистанции, депо.

 

Михаил Горбунов, председатель профкома локомотивного депо Раменское:

- Я сам локомотивщик. Первый вопрос - оплата за разрывной характер работы. Человек должен отдыхать между поездками ночной и утренней смены. Раньше это время оплачивалось. А как сейчас быть? Я понимаю, что это моё личное время, которое на дороге регламентировано, и порядок установлен такой, чтобы не угрожать безопасности движения. Раньше я обязан был находиться в комнате отдыха. А теперь могу и не находиться?

 

Сергей Данилов:

- Разрывной график работы, как само явление, опредёленное Трудовым кодексом (ТК), может применяться так же, как на любом другом предприятии. А вот что касается отдыха в пункте оборота, то после длительных дискуссий мы пришли к выводу, что период его действия, оплата за это привела к безудержному ежегодному росту примерно на 10 - 15 процентов - с момента введения в 1992 году периода отдыха.

Больше отдыхают в тех пунктах оборота, где невысокая частота движения поездов. Там, где высокая, - этот период меньше должен быть. Тем не менее увеличение объёмов перевозок, а значит, и частоты движения, не приводят к уменьшению. На всех дорогах стабильно идёт ежегодное, ежемесячное увеличение оплаты отдыха в пункте оборота.

После дискуссий пришли к выводу, что эту сумму следует включить в тарифную ставку. Естественно, усреднённо. И всем тем, кто отдыхал в пункте оборота - тарифная ставка увеличена на эту разницу. Рост тарифных ставок локомотивных бригад у всех рабочих начинается от 50 процентов. И больше у тех, кто водит поезда и отдыхает в пункте оборота (от 62 процентов). Это усреднение сегодня невозможно выделить: кто без отдыха вернулся с оборота, а кто отдохнул выше нормы. Тем не менее та сумма, которая была выплачена в предыдущие годы с соответствующей индексацией, включена в тарифную часть этой категории локомотивных бригад.

 

Михаил Горбунов:

- Второй вопрос - это оплата за выслугу лет. Чем ветераны будут отличаться от молодых работников?

 

Сергей Данилов:

- Выслуга появилась в 79-м году и поэтапно распространялась на все дороги. И её размер был в 2,5 - 3 раза меньше, чем сегодня. Притом он выплачивался 2 раза в год и был связан с результативностью работы. Переход на новую экономику заставил перейти на ежемесячную выплату. Она была увеличена с 10,5 процента по первой шкале и с 12,5 процента по второй до 30 при определённом стаже работы, совершенно при этом утратив связь с результативностью труда.

Чем будет отличаться старый работник от молодого? Нужно исходить из того, что мы сегодня нуждаемся в специалистах, умеющих квалифицированно управлять разными сферами деятельности, которых ранее на транспорте не было. Но появились новые экономические отношения, и для эффективного управления нам потребовались кадры, которые во всей компании могли бы эффективно управлять, ориентироваться на рынки, строить отношения во всех сферах деятельности.

 

И второй момент. Как бы уважительно ни относились к стажу работы - я бы не стал ставить абсолютный знак равенства между ним, уровнем результативности и стажем. Входя в новую коммерческую структуру - ОАО - должны многое изменить.

Например, на трёх дорогах в качестве пилотного проекта внедряется корпоративная интегрированная система менеджмента качества. Там есть отдельный раздел по мотивации. Сейчас она пусть не полностью, но приобрела регулирующие свойства, а не мотивирующие. Там, где нужно поднять уровень оплаты труда, выше уровень премии - подчеркиваю, независимо от результативности. И таким образом мы во многих случаях регулировали оплату труда. Разработчики системы менеджмента на встрече с нами основным вопросом поставили: СОТ должна работать таким образом, чтобы не противоречить системе менеджмента качества.

 

Ещё аргумент. Чтобы ввести СОТ, которая предусматривает размер оплаты труда на уровне прожиточного минимума, компании понадобилось бы такое количество финансовых ресурсов, что вести разговор об этом бессмысленно. Взвесив все “за” и “против”, было предложено ввести вознаграждение за выслугу в состав постоянной части зарплаты. А вопросы, связанные с продолжительностью работы в компании, решать через надбавки и доплаты. Для рабочих - за профессиональное мастерство.

Чем отличается старожил от молодого? Важно не сколько он работает, а как он это делает. Человек, претендующий на присвоение более высокого разряда, обязан сдать теоретические испытания в аттестационной комиссии, практику, которая оценивается по продолжительности в соответствии с нормами, и качество. Выполняет - имеет право на разряд. Не выполняет - неправильно присвоили. Даже чисто с теоретических позиций старый работник сегодня может выполнять работу с более высоким качеством, быстрыми темпами. В этом случае у администрации есть возможность устанавливать надбавку за профмастерство.

 

Что касается руководителей и специалистов - для них есть три вида надбавок: за выполнение особо важной работы, за высокую квалификацию и высокую результативность. Думаю, если мы будем уважительно относиться к вопросам, отвечать на них и не допустим решений, которые по каким-либо параметрам приведут к ущемлению интересов работников, это нововведение пройдёт спокойно и через какое-то время будет принято без дополнительных вопросов.

 

Николай Никифоров:

- Татьяна Ивановна, по локомотивному депо уже просчитали новые оклады по профессиям? Многим у вас приходится делать надбавки, чтобы люди не потеряли в зарплате и минимальный рост был не ниже округлённых 4 процентов?

 

Татьяна Сафронова, инженер по организации и нормированию труда локомотивного депо Раменское:

- У всех локомотивных бригад, особенно у машинистов, рост надбавки 6 процентов, потому что выслуга у них составляет 20 - 30 процентов. Если выслуги нет, рост намечается даже на 12. Что касается ремонтников, то здесь исключение...

 

Николай Никифоров:

- Какие данные сопоставляли?

 

Татьяна Сафронова:

- В ноябре мы по новой системе оплаты труда делали надбавки, и сразу видно, у кого какая выслуга лет. У ремонтников проще. У них там выслуга не у всех большая, только у 15 - 20 процентов. И только 12 процентам приходится делать доплату приказом. Рассчитывали с ноября до марта. Она по всем предприятиям составляла не выше 10 процентов по фонду оплаты труда. Делали акцент на новую СОТ, объясняли людям, что тарифная ставка по ремонтному персоналу - 54 процента, по локомотивным бригадам - 84. Мы поддерживаем эту систему оплаты труда, потому что тарифная ставка повышается.

 

Николай Никифоров:

- Нет, я исхожу не с точки зрения экономиста, а простого рабочего, машиниста. Он в марте получил 16 тысяч, а в апреле 20. Да, скажет, есть реальный рост. Теоретически мы здесь до бесконечности можем говорить, но сравнивать нужно реальную зарплату по марту и апрелю...

В среднем с 1 апреля по депо рост будет на 8 - 8,5 процента.

 

Наталья Благодетелева, инженер по организации и нормированию труда вагонного эксплуатационного депо Бирюлёво:

- Когда 3 500 минимальный на увеличение зарплаты на 3,9 процента - в общем-то не совсем хватает фонда оплаты труда (ФОТ).

 

Ирина Наумчик, начальник отдела организации и оплаты труда Московской ЖД:

- Когда мы просчитывали зарплаты, исходили из рекомендаций руководства компании: фонд оплаты труда на II, III, IV кварталы увеличивается на 10 процентов. Мы ещё не знали о введении упреждающего индекса. И вот те проценты, о которых сейчас идёт речь, рассчитаны только на новую СОТ, без упреждающей индексации. Мы законопослушно всё выполнили, обеспечив десятипроцентное увеличение по СОТ без дополнительных источников.

 

Сергей Данилов:

- Система формирования фонда оплаты труда на текущий год изменилась. 3,9 процента ФОТа у вас уже определён, годовой. Вы его только перераспределите не на восемь месяцев, а на девять. В результате это не 4,4, а 3,9. Десять процентов вы получаете отдельно, дополнительно к годовому фонду.

 

Николай Никифоров:

- Сложнее будет по Уралу и Сибири. В своё время для закрепления кадров на этих дорогах была введена надбавка в 20 процентов. Например, слесарь по ремонту электроподвижного состава на Красноярской железной дороге при минимальном стаже (год, два, три, четыре) будет иметь рост зарплаты 23,8, а при максимальном - 5 процентов. Самое главное, чтобы прирост был не ниже 3,9. В компенсационном порядке зарплата должна быть увеличена обязательно.

На Восточно-Сибирской рост зарплаты у товарных кассиров в основном - на 13 процентов, а у старослужащих - на 2,5. Таких перекосов не должно быть.

И ещё очень важный момент. Наши локомотивные бригады перешли на новую систему оплаты труда, у них будут разряды в зависимости от видов движения - грузовое, вывозное... В трудовом договоре теперь нужно записать, по какому виду движения вы его принимаете на работу. Давайте это обсудим. Он поехал сегодня в грузовом, а завтра с выгрузкой возвращается - как ему в таком случае оплата будет определяться?

 

Сергей Данилов:

- Локомотивные бригады в соответствии с единым тарифным классифицированным справочником не тарифицируются. Их права и обязанности регламентируются ведомствами и инструкциями.

Но требования Трудового кодекса (статья 57), предусматривают, что в каждом трудовом договоре должен быть определён размер тарифной ставки. Действующая СОТ предусматривала оплату по выполняемой работе (так повелось издавна), в результате чего она вошла в противоречие с требованиями Трудового кодекса. Устраним это таким образом. Определена тарифная ставка, которая будет внесена в трудовой договор каждой локомотивной бригады.

 

Ирина Наумчик:

- Просьба дать консультацию по заключению трудового договора с локомотивными бригадами. Это не только проблема Московской железной дороги, когда работник в течение одной смены может ездить поездами с разными видами движения. В этой ситуации что мы должны записать в трудовом договоре, чтобы состыковать его с законодательством?

 

altСергей Данилов:

- Нет вида движения, Ирина Николаевна. Есть квалификатор, утверждённый государством: машинист тепловоза, машинист электровоза. Не надо ничего изобретать. Одна тарифная ставка, та, которую вы запишете в трудовом договоре. Какую посчитаете необходимой. У вас есть технология, выданная локомотивным депо.

 

Николай Никифоров:

- По депо “Бирюлёво” какие вопросы возникают?

 

Наталья Благодетелева:

- Мы большинство вопросов решили на уровне отделения, дороги. Единственный вопрос, если идёт упреждающая индексация, конечно, мы не выдерживаем эти 3,9 минимальные. Но, с моей точки зрения, это можно решать на уровне предприятия. Тут возникает другая проблема: введение любых стимулирующих доплат требует дополнительных фондов. Да, возможно, это небольшие деньги, но фонды, в общем-то, всегда жёсткие.

 

Николай Никифоров:

- И как будете выходить на 3,9?

 

Ирина Наумчик:

- Мы ещё пока не решали.

 

Николай Никифоров:

- По вагонным депо на что бы вы порекомендовали обратить внимание?

 

Наталья Благодетелева:

- Большая текучесть кадров. Причём специалистов основных профессий. Поэтому проблем с заработной платой, наверное, не будет. Это работники с не очень высоким уровнем выслуги. По тем, кто имеет большую выслугу, в общем-то, вопрос решить можно, с помощью того же профмастерства. У нас вопросы, скорее, по руководителям среднего звена. Здесь тоже большой отток кадров. Связано это, в первую очередь, с тем, что в вагонном хозяйстве создаётся много перевозочных операторских компаний и идёт достаточно серьёзный отток. Причём именно из среднего звена.

 

Николай Никифоров:

- Как у них с зарплатой при переходе на новую СОТ?

 

Наталья Благодетелева:

- Возникают некоторые сложности. Если, допустим, зарплата ограничена жёсткой вилкой, то у нас уже нет возможности выйти за её рамки даже в пределах 500 рублей. Потому что многие руководители среднего звена имеют небольшой опыт работы.

 

Николай Никифоров:

- Вопрос “на засыпку”. При переходе на новую СОТ, чтобы установить новый оклад, мы учитываем стаж работы в данной должности. Человека, допустим, перевели на эту должность в январе, а он до этого много отработал в локомотивном депо. Как поступаете в таких случаях?

 

Наталья Благодетелева:

- Аттестационная комиссия была достаточно серьёзная. И если человек “рос” в нашем депо, то мы учитываем не время работы в данной должности, а время работы в депо, его профессиональные качества.

 

Николай Никифоров:

- У специалистов какой был рост?

 

Наталья Благодетелева:

- У специалистов, в общем-то, приличный - 35 процентов.

 

Николай Никифоров:

- Понятно. У путейцев какие возникли вопросы?

 

Пётр Ковалёв, замначальника по кадрам и социальным вопросам Московско-Смоленской дистанции пути:

- У нас получилось, что 30 лет стажа ни у кого нет. Самое большое - 10-11. У них рост зарплаты будет где-то 5-6 процентов. А вот бригадиры пути подольше на работе держатся. У них рост будет 7-8 процентов. Единственное, с индексацией пока тоже не знаем, как поступить.

 

Николай Никифоров:

- Положение о премировании вы рассматривали?

 

Пётр Ковалёв:

- У монтёров пути было 100 процентов премии, сейчас 55. Наши бригадиры просили сделать какой-то процент разницы с молодыми, хотя бы 10 - 15. Чтобы стимулировало людей.

 

Николай Никифоров:

- Хотел бы ещё раз подчеркнуть: всё надо просчитывать по каждому работнику. И ни один человек меньше получать не должен. Минимальный рост заработной платы - 3,9 процента.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31