27 мая 2020 12:23

27 мая 2020 12:23

Педагогика - наука дорожная

Тамара Мулёва руководит сектором учёта в дорожном совете ветеранов. На многих станциях её узнают по голосу в телефонной трубке - можно и не представляться. Даже при заочном общении становится ясно, что Тамара Александровна - человек интеллигентный, серьёзный, строгий. При личной беседе выясняется и то, что, несмотря на годы, она сохранила красоту и чувство стиля.

Тамара Мулёва руководит сектором учёта в дорожном совете ветеранов. На многих станциях её узнают по голосу в телефонной трубке - можно и не представляться. Даже при заочном общении становится ясно, что Тамара Александровна - человек интеллигентный, серьёзный, строгий. При личной беседе выясняется и то, что, несмотря на годы, она сохранила красоту и чувство стиля.

ПО ЛОМОНОСОВСКИМ СТОПАМ

Предки Тамары осели в деревушке Коряково Вятской области ещё в XIX веке. Юность и время выбора профессии пришлись на годы войны. Медицинская школа и лесной техникум девушку не привлекали. Выбрала педучилище. После учёбы приехала по распределению в Кемеровскую область, полгода работала с детьми из вспомогательной школы-детдома, потом преподавала в школе рабочей молодёжи. И всё это время мечтала продолжить учёбу:

- Четыре года меня не отпускали. Я написала письмо в областной отдел народного образования, и, наконец, мне разрешили уволиться - направили поступать в Красноярск.

 

В педагогическом институте нужно было сдавать экзамены по немецкому языку. Дело в том, что ни в деревне Коряково, ни в педучилище преподавателей иностранных языков не было вообще. Но стремление к знаниям оказалось выше стеснения - девушка смело перешагнула порог приёмной комиссии. Заявила, что мечтает учиться на «литературном».

В те времена под общей крышей и общим руководством действовали институты педагогический и учительский. Первый гарантировал полноправное высшее образование и возможность преподавать в старших классах, а «учителям» доставался документ о незаконченном высшем образовании и право «вести» 5-7 классы. Тамара с подругой смогли попасть только в «учителя», но вскоре за отличные успехи в учёбе директор института Виктор Голосов повысил их в «педагоги».

ИЗ-ЗА ПАРТЫ - НА МАГИСТРАЛЬ

- И пошла жизнь студенческая: старайся, как сможешь. Жила на одну стипендию. А если перепадала возможность репетитором поработать - просто успех! - вспоминает Тамара Мулёва. С однокашницами - «девчатами» до сих пор связь поддерживает. Уже тогда Тамара поняла, что тёплые отношения с людьми - самое главное в жизни.

Талантливая студентка, как и мечтала, осталась в городе. Сначала была школа №11 при пединституте. А вскоре одна из преподавательниц пригласила работать в отдел учебных заведений Красноярской железной дороги. Тамара получила комнату в интернате при школе №28. Здесь учились и жили ребята с линии Сорокино - Зеледеево.

 

- Меня назначили методистом. Часто ездила в командировки. Бывает, приедешь поздно, а нянечка дверь уже на ночь заперла. И стучать громко боишься: дети-то спят, - продолжает воспоминания Тамара Александровна.

Твёрдый, решительный характер помогал блестяще справляться с административной работой. За школьным инспектором Мулёвой закрепили Боготольский и Ужурский участок. В её обязанности входили проверка документации, посещение уроков и внеклассных мероприятий, присмотр за правильным психологическим развитием учеников. Даже с родителями порой приходилось беседовать.

УЧИТЕЛЬ С ХАРАКТЕРОМ

Другая важная сторона эволюции учебного процесса - забота о непосредственных его участниках - педагогах. Как правило, учителя «старой закалки» не могли громко заявлять о своих проблемах. А они у специалистов, приезжающих на станции, возникали в огромном количестве. Например, квартирный вопрос. Тамаре Мулёвой удалось убедить путейцев: коли хотите, чтобы учитель в школе был постоянный, а не менялся каждый год - помогайте! С ремонтом, дрова подвезти и даже квартиру «выбить». В те времена железнодорожные стахановцы успевали смену качественно отработать, а после смены - жильё строить. 

Даже ремонтом школ приходилось Тамаре заниматься. Правдами-неправдами, а должно учебное заведение к 1 сентября блестеть! И к начальнику отделения обращалась, и с заместителями работала, и с предприятиями дружеские контакты налаживала - вот что значат характер и желание помочь. На Красноярской магистрали отделение частенько занимало первое место по подготовке школ.

- Высокому начальству не надоедала без надобности. Но даже начальник отделения знал наши проблемы и при встрече всегда спрашивал: «Говори, в чём помощь нужна?».

 

К 100-летию со дня рождения Ленина руководитель Восточно-Сибирской магистрали вручил Тамаре Александровне юбилейную медаль «За доблестный труд».

И сейчас, в совете ветеранов, главный метод работы Тамары Мулёвой - доброжелательность. Неутомимая женщина отвечает на звонки, принимает факсы, готовит новые списки ветеранов. Дело в том, что в связи с реформами в компании и выходом предприятий в отдельные структуры, меняется и статус пенсионеров. Например, бывших работников ОРСа, ВОХРа, службы СЭС сначала вывели из состава дорожного совета, затем приняли обратно. Теперь снова выводят. Для пожилых людей это - нервы, неясности в документации, обиды.

- В нашей работе важно не только дать верную информацию, но и оказать психологическую поддержку, успокоить человека... и даже настроение поднять!

В этом вся Тамара Александровна.

Дарья Максименко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31