04 июня 2020 16:28

04 июня 2020 16:28

«Восстание» вместо иконостаса

Музей декабристов открыли в Чите в начале перестройки. Экспозицию разместили в самом «намоленном» храме Забайкалья. И тем самым соединили несоединимое.
До сих пор существуют разные мнения. Одни считают, что бывшее здание Михайло-Архангельской церкви, где размещается сейчас экспозиция музея декабристов, - не место для памяти о каторжниках. Мол, тех, кого церковь предала проклятию, сделали героическим содержанием храма. Они же говорят, что негоже в храме картину «Восстание 1825 года» размещать на месте бывшего иконостаса.

Музей декабристов открыли в Чите в начале перестройки. Экспозицию разместили в самом «намоленном» храме Забайкалья. И тем самым соединили несоединимое.

 
До сих пор существуют разные мнения. Одни считают, что бывшее здание Михайло-Архангельской церкви, где размещается сейчас экспозиция музея декабристов, - не место для памяти о каторжниках. Мол, тех, кого церковь предала проклятию, сделали героическим содержанием храма. Они же говорят, что негоже в храме картину «Восстание 1825 года» размещать на месте бывшего иконостаса.

Мнение других - противоположное: атмосфера музея придаёт удивительно проникновенное звучание тем немногим спектаклям и концертам, которые здесь проходят. Ведь зрители находятся в здании, связанном с декабристами, в окружении подлинных экспонатов того времени и ощущают, как бережно, трогательно хранится здесь сотрудниками музея дух той эпохи.

 

Подхожу к церкви и, зная, что это музей, не спешу перекреститься. Оказывается, по понедельникам бывают здесь люди верующие, которые, напротив, покрестятся на улице перед храмом, а за порог - ни ногой.

Войдя в музей, с удивлением обнаруживаю, что я и мой спутник - единственные его посетители.

Хорошо, что церковь вообще удалось сохранить. Пока здесь музей, сюда почти никто не ходит. Но представьте, что было бы, если бы она постоянно принимала толпы верующих!? Того, чем пропитан сегодня этот исторический памятник, уже невозможно было бы ощутить.

 

На почерневших бревенчатых стенах - портреты декабристов-каторжан. Экспозиции: период тайных обществ и восстания в Петербурге и на юге России, пребывание декабристов на каторге в Забайкалье, на поселении в современной Читинской области.

И не нам говорить об осквернённости этого храма. Ведь на долю декабристов выпало столько мучений. У них отняли всё: иголки, бумагу, перья, чернила, даже все книги, в том числе Священное писание и Евангелие. Каторгу они отбывали в Благодатском руднике, Горном Зерентуе, Читинском остроге и Петровском Заводе. Беглых клеймили печатями с металлическими шипами, составляющими буквы «К А Т» - каторжанин. Клеймо ставили чаще всего на лице. Делали это фельдшеры в присутствии жандармов. Смотришь на это клеймо и как будто слышишь стоны и крики тех, к кому оно прикасалось.

 

На эскизе - вход в штольню Благодатского рудника, куда спускались декабристы для добычи серебро-свинцовой руды. Рядом - образцы этой руды и орудия труда: молот с завернувшимися от долгого использования краями и кирка. В руднике декабристы привыкли и к оковам. Когда потом в Чите кандалы были сняты - долго ещё их ноги во время сна сами складывались так, чтобы не было больно и холодно от кандалов.

Под стеклом - рукописная поваренная книга одной из жён декабристов. Вполне разборчиво можно прочитать рецепт приготовления домашнего мороженого. А чуть дальше - веер из страусиного пера, зеркальце, вышивки крестиком и гладью.

Время в музее как будто останавливается или, по крайней мере, замедляет ход. И только мы, словно с помощью машины времени, врываемся в эту тишину, чтобы нарушить её скрипом половиц.

Александра Емашкина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30