26 мая 2020 12:47

26 мая 2020 12:47

Бегу искать Россию

«Бегу искать Россию, а заодно и себя», - именно так, а не иначе, вероятно, ставили себе задачу прогрессивные молодые люди в прошлом и позапрошлом веках. Именно так понимают её как либералы, так и демократы уже в наши дни. И что же мешает? Бесы?
Спектакль «Бесы» в инсценировке Альбера Камю и сценической редакции Анджея Вайды идёт сегодня на сцене московского театра «Современник» с большим успехом.

«Бегу искать Россию, а заодно и себя», - именно так, а не иначе, вероятно, ставили себе задачу прогрессивные молодые люди в прошлом и позапрошлом веках. Именно так понимают её как либералы, так и демократы уже в наши дни. И что же мешает? Бесы?

 

Спектакль «Бесы» в инсценировке Альбера Камю и сценической редакции Анджея Вайды идёт сегодня на сцене московского театра «Современник» с большим успехом. И трудно сказать, что больше привлекает нынешнюю молодёжь (а именно она составляет основную часть зрителей) - гениальность Фёдора Достоевского или блестящая игра актёров Владислава Ветрова, Ольги Дроздовой, Игоря Кваши. А сколь узнаваемы в наше время образы Ставрогина, Верховенского и капитана Лебядкина. Первый - красив, умён, более того - он - «солнце», но пресыщен жизнью настолько, что не чувствует зла и добра. Знает, что некогда близкие ему люди будут убиты, но ничего не делает, чтобы убийц вовремя остановить. Второй - человек науки, но ничего для неё не сделавший, надевший на себя скорбную и многозначительную маску гонимого. Фактически он всю жизнь занят поиском ответа на риторический вопрос: «Что для крестьянина важнее - сапоги или Шекспир?» Третий персонаж всё время плачет и даже боится умереть от благородства собственной души. Его сакраментальная фраза: «Семь тысяч лет во Вселенной звучит вопрос: «почему», а отвечать капитану Лебядкину!» - вызвала необыкновенную реакцию зала.

 

Совершенно очевидно, что порода Верховенских - бессмертна. Можно ли из этого сделать вывод, что бессмертна и порода Ставрогиных? Николая окружающие и любят, и ненавидят одновременно. И он не хочет, чтобы больше любили, скорее, желает, чтобы острее ненавидели. Именно он мучительно «ищет» Россию, себя и Бога. И, наконец, понимает, что Бог есть. Но как это доказать другим? Убить себя! Финальная сцена - повесившийся Ставрогин. Человек, который даже в обычных человеческих отношениях был только стилистом.

«Бесы» были написаны Фёдором Достоевским в 1872 году. Далёкое от нас время. Но зрители этого как бы и не ощущают. Бытовой язык актёров близок к сегодняшней жизни. Он не оттягивает мысль в область абстрактных понятий. К тому же спектакль срежиссирован так, что актёры не единожды поднимаются на сцену прямо из зала. И зритель неожиданно для себя обнаруживает, что некоторое время эти герои сидели совсем рядом. Живые и настоящие. Но самое, может быть, главное: как актёры «Современника» «читали» классика! Сколько «себя» они вкладывали в слова Достоевского, как они  волновали их, а вслед за ними и зрителя.

 

Когда-то Фёдор Михайлович с ужасом всматривался в приближающееся будущее, рассчитывая на то, что его читатели, вооружённые этим предупреждением, найдут в себе силы, чтобы противостоять манипуляции Верховенских, нигилизму Ставрогиных и опасной тупости рассуждений Шигалёвых о «развитии общества», большей частью состоящего из рабов.

Разве жизнь в России не потекла бы иначе, если бы эта книга (как и многие другие) не была бы вычеркнута и выброшена не только из библиотек, но и из голов многих поколений? Покинули ли Россию бесы и наступило ли время исцеления, о котором мечтал великий писатель? Это каждый решает для себя сам.

Татьяна Макогонова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31