02 июня 2020 02:58

02 июня 2020 02:58

Первая помощь "больному" вагону

Его брат-близнец - дорожный мастер, а отец всю жизнь работал монтёром пути. Теперь и сын Сергей пошёл по стопам отца. Сам Александр Клепец признаётся: «Я - коренной железнодорожник! Работой своей живу». И работа отвечает взаимностью: этой зимой старший осмотрщик-ремонтник эксплуатационного депо Красноярск-Восточный победил в дорожном конкурсе «Лучший по профессии».
Александр Александрович встречает корреспондента «КЖ» после ночной смены: бодрый взгляд, искренняя улыбка - как будто не он всю ночь в темноте вагоны простукивал.

Его брат-близнец - дорожный мастер, а отец всю жизнь работал монтёром пути. Теперь и сын Сергей пошёл по стопам отца. Сам Александр Клепец признаётся: «Я - коренной железнодорожник! Работой своей живу». И работа отвечает взаимностью:  этой зимой старший осмотрщик-ремонтник эксплуатационного депо Красноярск-Восточный победил в дорожном конкурсе «Лучший по профессии».

«КОШАЧИЙ ГЛАЗ» - АЛМАЗ!

Александр Александрович встречает корреспондента «КЖ» после ночной смены: бодрый взгляд, искренняя улыбка - как будто не он всю ночь в темноте вагоны простукивал. На вопрос, в чём секрет его неутомимости, со смехом отвечает:

- Наверное, второе дыхание открылось! И ещё «кошачье зрение»...

 

Однажды в сумерках Александр с женой Татьяной пробирались по лесной тропинке дачного посёлка: супруг, действительно, словно кошка, безошибочно ступал на твёрдый настил, а супруга всё время проваливалась в снег. С присущим вагоннику чувством юмора он объяснил своей второй половинке, что работать в темноте привык. А чтоб дорогу найти - тут даже и фонарь не нужен.

Работу с вагонами он выбрал ещё в юности - особенно приглянулись грузовые. Сначала пришёл в депо слесарем по ремонту подвижного состава, затем на курсах осмотрщиков учился. Через два года работы, в 1995-м, руководитель предложил «держать экзамен» на старшего специалиста.

 

ТРУДНО БЫТЬ ЛУЧШИМ

Кстати, конкурс - тот же экзамен, только ещё более волнительный. Осмотрщики заботливо называют вагоны, где есть неисправности,  «больными». Для конкурса, который проходил на тупике станции Красноярск-Восточный, подготовили несколько «больных». Сначала вычисляли лучших специалистов на уровне депо. Практическая часть соревнования состояла в том, чтобы за три с половиной минуты осмотреть вагон с обеих сторон и устранить неисправности. В том числе и «трудновыявляемые», за нахождение которых (в обычный рабочий день) полагается премия. На этом этапе Александр Клепец нашёл семь «трудных» дефектов. Далее предстояло защитить честь профессии на уровне всей дороги. Думаю, жюри было приятно удивлено, когда осмотрщик Клепец проверил 5 вагонов за 6 минут и обнаружил около 100 (!) неисправностей.

 

- Я даже немного охрип - ветер, быстро иду и вслух называю неисправности, - говорит мастер.

Второй этап был теоретическим. Всё, как на экзамене: тянули билеты, готовились 15 минут и отвечали перед комиссией.

Руководитель ПТО Екатерина Потапова, которая выдвинула Александра на конкурс, переживала не меньше:

- Когда начальник дороги на селекторе называл лучших специалистов, и фамилия нашего Саши прозвучала, я чуть не заплакала!

Конкурс - конкурсом, а экзамен на профессионализм вагонники сдают ежедневно. На станции Енисей, где расположен ПТО, дети из окрестных домов частенько выбегают играть на пути или просто стоят и смотрят: зачем это дяденька в оранжевом жилете  молотком по вагонам стучит. Приходится буквально за руку уводить на безопасное расстояние, объяснять, что железная дорога - не место для игр. Александр говорит, что форменная одежда вызывает уважение: дети всегда прислушиваются к его словам, не дерзят и не спорят.

 

НАСТОЯЩИЙ ВАГОННИК НЕ МЁРЗНЕТ

Ответственность, моральные, физические нагрузки и «в 5 утра вставать - дело привычное»... Несмотря ни на что Александр Клепец считает: лучше работы, чем железная дорога, в России не найти.

«Работой живёт человек» - его жизненный девиз. Поэтому на смену приезжает всегда на час раньше: вопросы текущие решить, спецодежду подготовить. Свою форменную зимнюю ушанку он называет «классной шапочкой» - любой мороз нипочём.

- Вообще я на работе никогда не мёрзну. Обычно девчонки-приёмо-сдатчицы идут рядом в валенках, в тулупчиках, говорят: «Саша, скорей, замерзаем!». Я отвечаю: «Когда идёте со мной на осмотр - одевайтесь теплее. Вы же знаете, что я тщательно вагоны проверяю!» - смеётся он.

 

О том, насколько Александр Александрович влюблён в профессию, говорит и собственноручно изготовленный инструмент. На рукоятку молотка нанесены цветные линии. Это шаблон для определения разницы между продольными осями автосцепок. На языке профессионалов это называется «неподход».

- До того вагоны в душу запали, что даже по ночам снятся!

Смотреть сны частенько мешают звонки телефона: друзья и коллеги знают, что Александр даст ответ на любой производственный вопрос.

Дарья Максименко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30