КбшДЖД - одна из крупнейших магистралей страны, она протянулась от Подмосковья до Уральских предгорий и связала центр и запад Российской Федерации с крупными экономическими регионами Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Географическое положение дороги определяет её характерную особенность: сочетание больших транзитных грузопотоков со значительными местными перевозками. "/> "Красноярский железнодорожник" на Куйбышевскоймагистрали | Красноярский железнодорожник | Газета от 20070222 | 6 полоса
30 мая 2020 21:01

30 мая 2020 21:01

"Красноярский железнодорожник" на Куйбышевскоймагистрали

В рамках проекта "Все дороги - в гости к нам" корреспондент "КЖ" побывал на Куйбышевской магистрали.
КбшДЖД - одна из крупнейших магистралей страны, она протянулась от Подмосковья до Уральских предгорий и связала центр и запад Российской Федерации с крупными экономическими регионами Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Географическое положение дороги определяет её характерную особенность: сочетание больших транзитных грузопотоков со значительными местными перевозками.

Начальник КбшЖД Вячеслав Лемешко: «Идёт интеграция в международные коридоры»

- Куйбышевская железная дорога - одна из крупнейших магистралей страны, она протянулась от Подмосковья до Уральских предгорий и связала центр и запад Российской Федерации с крупными экономическими регионами Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Географическое положение дороги определяет её характерную особенность: сочетание больших транзитных грузопотоков со значительными местными перевозками. На территории дороги расположены наиболее крупные российские нефтеперерабатывающие заводы Башкирии и Поволжья, автомобильные заводы Тольятти, Ульяновска, Елабуги и Набережных Челнов. Почти пятая часть отправляемых по российским железным дорогам нефтепродуктов и каждый третий автомобиль приходятся на Куйбышевскую магистраль.

 

Ключевым инвестиционным проектом ОАО «РЖД», который реализуется сегодня на Куйбышевской и Приволжской дорогах, является развитие инфраструктуры на направлении Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел. Это строительство дополнительных путей на участке Сызрань-Сенная, ведущих к портам Черноморского и Азовского бассейнов. Сейчас здесь полным ходом идёт электрификация участка до станции Громово (что на границе Куйбышевской и Приволжской дорог) со строительством вторых главных путей.

Когда проект будет завершён (а это, предположительно, 2008 год), создастся единое электрифицированное направление Сызрань - Сенная - Саратов - Волгоград - Новороссийск, которое значительно расширит транспортно-экономические связи восточных регионов страны и Урала с Нижним и Средним Поволжьем, Северным Кавказом и государствами Закавказья. Уже к 2010 году пропускная способность участка Сызрань-Громово возрастёт более чем на 70 процентов в грузовом и на 33 процента в пассажирском и пригородном движении. Также это позволит Куйбышевской железной дороге интегрироваться в международные транспортные коридоры и повысить свой статус как филиала компании.

 

Губернские и республиканские власти придают особое значение взаимодействию с ОАО «РЖД», связывая успешное развитие экономики региона с инвестиционной деятельностью компании. Одним из приоритетных направлений нашего сотрудничества в нынешнем году является создание пригородной пассажирской компании ОАО «Самарапригород», в состав учредителей которой войдёт правительство Самарской области. Это делается для оптимизации и снижения убыточности пассажирских перевозок в пригородном сообщении. Укрепляется сотрудничество в сфере безопасности движения на железнодорожных переездах, на эти цели из бюджета Самарской области планируется выделить 120 млн. рублей.

 

С гордостью могу отметить, что в 2006 году Куйбышевская железная дорога стала победителем конкурса «Компания года: лучшие люди и предприятия Самарской области» в двух номинациях: «Компания года» и «Мастер года - трудовая династия», стала лучшей среди железных дорог России по динамике увеличения перевозимых грузов в крупнотоннажных контейнерах. С января по декабрь 2006 года на отделениях дороги было перевезено в контейнерах более 1 млн. тонн различных грузов, в том числе 878 тыс. тонн - в крупнотоннажных. В основном, увеличение произошло за счёт привлечения новых клиентов и увеличения доли крупных грузоотправителей на Башкирском и Ульяновском отделениях КбшЖД.

 

На Ульяновском отделении такое увеличение связано с троекратным ростом объёмов перевозок ОАО «Ульяновский автомобильный завод». С начала прошлого года в контейнерах перевозятся внедорожники новой модели UAZ Patriot, а с октября, в связи с открытием на ОАО «УАЗ» сборочного производства грузовых автомобилей «Isuzu», на предприятие поступают крупнотоннажные контейнеры из Японии. В месяц автозавод отправляет от 300 до 400 крупнотоннажных контейнеров со своей продукцией, что составляет 50 процентов от общего объёма перевозимых грузов Ульяновского отделения Куйбышевской магистрали.

 

Высокие результаты Башкирского отделения связаны с систематическим увеличением перевозимых грузов крупнейших акционерных обществ республики, среди которых «Салаватнефтеоргсинтез», «Полиэф» и «Белорецкий металлургический комбинат». В среднем, в зоне ответственности Башкирского отделения ежедневно грузится около 100 контейнеров.

Отмечен рост перевозимых грузов КбшЖД на экспорт и увеличение количества предприятий, отправивших свою продукцию за границу, рост составил 51 и 16 процентов соответственно. К примеру, перевозимые грузы башкирских предприятий отправляются в Китай, Финляндию, Турцию, Нидерланды, Португалию, Испанию и Италию - всего в 50 стран ближнего и дальнего зарубежья. Контейнерные перевозки становятся одними из наиболее востребованных среди предприятий и организаций Куйбышевской магистрали.

На Татарском отделении дороги в 2006 году произошёл пуск в эксплуатацию заводов по переработке газового конденсата ЗАО «ТАИФ-НК» на площадке Нижнекамского промышленного узла и начато строительство «Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов», рассчитанного на переработку семи миллионов тонн нефти в год.

 

Что касается пассажирского комплекса, то в прошлом году была завершена реконструкция вокзалов станций Новокуйбышевская и Новоотрадная на Самарском, Бугульма на Татарском и Потьма на Пензенском отделениях. А в рамках подготовки к празднованию 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России, начато строительство железнодорожного пассажирского комплекса в Уфе, который будет одним из самых комфортабельных в стране. 

На остановочных пунктах Самарского отделения введена в эксплуатацию автоматизированная система оплаты контроля и учёта проезда в электропоездах пригородного сообщения. Это позволило исключить безбилетный проезд, а также автоматизировать сбор и передачу достоверной информации о пассажирских перевозках в пригородном сообщении.

 

Сегодня на ряде железных дорог реализуются проекты по созданию интегрированной корпоративной системы управления качеством. И именно Куйбышевская магистраль выбрана в качестве полигона для реализации пилотного проекта. Он предусматривает создание высокотехнологичного производства, при котором потери от дефектов сводятся к минимуму. Важным направлением в этой работе является подготовка управленческих кадров нового типа, способных решать самые сложные производственные задачи. Уже сегодня на Куйбышевской дороге подготовлена команда менеджеров, готовых работать в условиях конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках транспортных услуг.

 

«САМАРСКОЕ ЧУДО»

altВ Самаре располагается самый большой и комфортабельный железнодорожный вокзал Европы.

Построен он в стиле Hi-Tech и похож на гигантскую летающую тарелку, приземлившуюся в центре города рядом с архитектурными ансамблями XIX века. Высота вокзального комплекса - 87 метров, а общая площадь - 7000 квадратных метров. Купол венчает четырёхтонный металлический шпиль, установленный с помощью вертолёта.

Самарский «проект века» начинался в 1996 году (накануне Дня железнодорожника), когда старый вокзал, после 120 лет эксплуатации и постоянных нагрузок, пришёл в аварийное состояние. Финансирование было распределено между министерством путей сообщения, Куйбышевской дорогой и администрацией Самарской области, но фактически все затраты покрыли железнодорожники. Открытие состоялось в конце 2001 года: строительные работы были завершены, и новый вокзал принял первых своих пассажиров.

Самарский вокзальный комплекс невероятно универсален: здесь можно не только купить билет, но и пожить в гостинице, посетить бизнес-центр, кинозалы или бильярдные. Вестибюли на этажах украшены фонтанами, над платформами располагается зал ожидания на 540 человек, а спуститься к поездам можно при помощи бесшумных скоростных лифтов. Вместимость вокзала - около 3200 человек, пропускная способность составляет почти 30 тысяч пассажиров в сутки.

На третьем этаже вокзала открыт музей железнодорожной славы. Если в Красноярске, к примеру, копию паровоза прошлого века можно увидеть у перрона, то в Самаре - в самом здании вокзала, в музее. На стендах располагаются орудия путейцев XIX века, железнодорожная форма всех времён, документы репрессированных начальников Куйбышевской магистрали, письма бойцов-железнодорожников с фронта... Экспозиции расположены на разных уровнях, оформлены нестандартно и напоминают выставки музея Маяковского в Москве.

Главная «фишка» вокзального комплекса - смотровая площадка. Чтобы попасть на неё, нужно подняться сначала на лифте и затем пешком по витиеватым лесенкам - под самый купол вокзала. Отсюда, с высоты птичьего полёта, Самара - как на ладони. С одной стороны - дома до горизонта, с другой - Волга.

По замыслу архитекторов, Самарский железнодорожный комплекс со временем заметно расширится и превратится в своеобразный «город в городе». Здесь должны появиться многоэтажная автостоянка, супермаркет и культурно-развлекательный центр, в котором разместятся спортивные залы, ночной клуб и художественная галерея.

 

ДОРОГА НА ЭКРАНЕ

altВ Самаре завершается строительство уникального дорожного центра управления перевозками.

Первый подобный центр был создан на дороге в 1997 году и до последнего времени располагался в здании управления Куйбышевской железной дороги, где занимал площадь в 500 квадратных метров. Новый центр управления перевозками разместился в новом здании, занимает площадь в 10 тысяч квадратных метров и оснащён самым современным техническим оборудованием.

Например, все данные по текущей ситуации на дороге выводятся на огромный экран коллективного пользования (специальный компьютерный монитор с диагональю 20 метров), который находится в главном диспетчерском зале.

 

На экране в режиме реального времени можно увидеть данные по движению поездов на всей протяжённости дороги, сведения о погрузке, варианты развития нестандартных ситуаций. Компьютерная программа подсказывает диспетчерам наиболее верные, удобные и экономически оправданные способы разрешения чрезвычайных ситуаций. Это позволит дороге перейти от компенсаторного к упреждающему методу работы, добиться реального повышения участковой скорости, сокращения количества и продолжительности задержек поездов на станциях.

Самарский дорожный центр управления перевозками - один из самых крупных в стране, и его потенциал (при необходимых доработках) возможно будет использовать и как логистический центр по развитию интермодальных перевозок в Поволжском регионе.

 

«КОСМИЧЕСКИЕ» ТУРБОВОЗЫ

Самарский научно-технический комплекс им. Н. Кузнецова совместно с ОАО «РЖД» разработал первый в мире газотурбинный двигатель для грузовых магистральных локомотивов, работающий на сжиженном природном газе.

Создание нового типа локомотива - одно из важнейших направлений в стратегии компании «РЖД» по снижению потребления энергоресурсов. Новые локомотивы призваны заменить действующие двух- и трёхсекционные тепловозы, работающие на дизельном топливе. Это значительно снизит энергозатраты  при эксплуатации и трудовые затраты при техническом обслуживании локомотивов. Газотурбовоз мощностью 8,5 МВт будет работать с тягой состава весом 9-10 тонн. Нельзя не отметить и экологическую составляющую проекта: выбросы вредных веществ у газотурбинных двигателей в 20 (!) раз меньше, чем у дизельных.

 

ОТКУДА НАЧИНАЕТСЯ ТРАНССИБ?

Крупнейшей формирующей станции Кинель на Куйбышевской магистрали в феврале исполнилось 130 лет.

«Ворота на Транссиб» - так называют Кинель железнодорожники. Именно здесь происходит формирование поездов на Южно-Уральском направлении. Изначально Кинель был лишь обычным пристанционным посёлком, но с 1885 года, с началом строительства Самаро-Уфимской ветки, значение его возросло, грузопоток стал формироваться сразу в трёх направлениях, станция превратилась в узловую.

Сегодня Кинель является единственной станцией Куйбышевской железной дороги, входящей в реестр 40 стратегически важных для ОАО «РЖД». Здесь действует 21 рабочий путь, а грузопоток перерабатывается сразу с четырёх направлений (в сутки это более 5 тысяч вагонов). Половина составов проходит транзитом, половина - переформировывается. В ближайших планах - дальнейшее развитие станции, для этого в её сортировочном парке с 2006 года начата укладка 10 дополнительных рабочих путей. Введение их в эксплуатацию позволит увеличить пропускную способность на тридцать процентов.

 

Кинель называют городом железнодорожников. Даже на гербе посёлка изображена железнодорожная эмблема - крылья и стальное колесо. Здесь же находится единственная на Куйбышевской магистрали школа-интернат ОАО «РЖД». На базе школы открыты профильные лицейские классы, ученики которых имеют возможность осваивать железнодорожную профессию параллельно со школьной программой.

 

ПО «ЖЕЛЕЗКЕ» НА «ГРУШУ»

В конце июня на Мастрюковых озёрах Самарской области проходит традиционный летний фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. Активное участие в его проведении принимает Куйбышевская железная дорога.

История фестиваля началась с 1968 года, когда в этих краях погиб Валерий Грушин, и его друзья начали устраивать ежегодные встречи памяти музыканта. Первоначально сюда съезжались лишь местные туристы и любители бардовской песни, но с начала 70-х годов фестиваль приобрёл официальный статус. Нынешние Грушинские фестивали собирают десятки тысяч людей со всей России и из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Для Куйбышевской железной дороги это самое «горячее» время пассажирских перевозок (на Мастрюковые озёра съезжается более 100 тысяч человек): вводится 20 дополнительных поездов, 42 электрички продляют свой маршрут до платформы Валерия Грушина, а всего до «Груши» курсирует 132 электропоезда. Охрану на фестивале осуществляют тоже железнодорожники - милиционеры Средневолжского управления внутренних дел на транспорте.

Сергей Прудников
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31