03 июня 2020 09:35

03 июня 2020 09:35

Николай Захаров: «Система начинается в головах»

На IV экономическом форуме губернатор края Александр Хлопонин подчеркнул, что главная проблема, которая остро встаёт в ходе реализации крупнейших инвестиционных проектов в регионе - дефицит кадров. О кадровой политике и социальных проектах корреспондент «КЖ» побеседовала с Николаем Захаровым - заместителем начальника дороги по кадрам и социальным вопросам.
При создании ОАО «РЖД» Красноярская магистраль, в отличие от многих других крупнейших промышленных предприятий края, не сбросила с себя обязательств по социальной сфере.

На IV экономическом форуме губернатор края Александр Хлопонин подчеркнул, что главная проблема, которая остро встаёт в ходе реализации крупнейших инвестиционных проектов  в регионе - дефицит кадров. О кадровой политике и социальных проектах корреспондент «КЖ» побеседовала с Николаем Захаровым - заместителем начальника дороги по кадрам и социальным вопросам.

- Николай Александрович, во время «круглого стола» с партнёрами, который состоялся по случаю третьей годовщины со дня образования ОАО «РЖД», заместитель главы города Константин Филиппов сказал, что Красноярская железная дорога с полным правом может претендовать на звание самого социально ориентированного предприятия региона. Вы с этим мнением согласитесь?

- При создании ОАО «РЖД» Красноярская магистраль, в отличие от многих других крупнейших промышленных предприятий края, не сбросила с себя обязательств по социальной сфере. Сегодня на дороге 21 негосударственное учреждение образования. В их числе 18 детских садов и три школы. Мы сохранили объекты здравоохранения почти в том же объёме, что и до образования компании. Сохранили и сферу рабочего снабжения. Это было сделано не на всех дорогах сети. Не говоря уже о серьёзном социальном пакете. Такой мощный коллективный договор с солидным бюджетом  есть далеко не у каждой промышленной корпорации. Свои социальные обязательства мы выполняем полностью.

 

- Какие социальные проекты КрасЖД реализует совместно с краевой властью  и администрациями муниципальных образований?

- Есть немало интересных и разноплановых проектов, акций. Например, ежегодно, отмечая День железнодорожника, мы проводим благотворительную акцию вместе с детскими домами Красноярска. Устраиваем ребятишкам настоящий праздник, с экскурсиями, подарками, поездкой на ретро-поезде. Надо видеть, какое удовольствие это им доставляет.

Если говорить о более масштабных совместных проектах с краевой администрацией и муниципалитетами, то это, прежде всего, работа в сфере здравоохранения. Самый последний  - углублённое обследование, которое жители отдалённых территорий Красноярского края - Карабулы, Чунояра, Абакумовки и других (не только железнодорожники) смогут пройти в передвижном диагностическом центре «Терапевт Матвей Мудров». Понятно, что это - уникальная возможность, ведь в фельдшерских пунктах на линиях такого медицинского обслуживания люди получить не смогут.

 

- Передвижной консультативный центр помог бы решить много проблем в регионе, если бы смог курсировать по Красноярской дороге, навещая пациентов не раз в год, а постоянно. Было бы здорово иметь собственный медицинский поезд, а не брать его взаймы у соседей?

- Это одна из задач, которую мы перед собой поставили - обратить внимание  краевой администрации, насколько такой вид медицинских услуг может быть значим для жителей отдалённых территорий. Оборудованные по самому последнему слову лаборатории прибудут на маленькие станции. Не надо тратиться на поездку в краевой центр. Я уверен, что такой поезд на Красноярской дороге обязательно будет, потому что он нужен людям. Вопрос времени.

 

- А как назовёте? «Хирург Войно-Ясенецкий»?

- Возможно.

 

- Во время визита президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина по итогам переговоров с губернатором был подписан протокол, который затрагивал и сферу здравоохранения. Что уже сделано?

-  В протоколе речь шла о железнодорожных лечебных учреждениях на четырёх территориях - в Ачинске, Боготоле, Иланской и Красноярске. Пока наибольшие результаты по Красноярску - объём муниципальных вложений увеличен как по стационарам, так и по поликлиникам.

 

- В Боготоле больница работает как  единственное учреждение здравоохранения на территории муниципального образования. В связи с этим возникает много сложностей. Теперь больница принимает пациентов из района - поток очень большой. Железнодорожники жалуются, что на прохождение врачебно-экспертной комиссии уходит 4-5 дней.

- Железнодорожная больница в Боготоле выполняет функции районной, она получила госзаказ. Поэтому мы должны обеспечивать равные условия всем пациентам. А что касается врачебно-экспертной комиссии, то  у нас уже есть опыт решения этой проблемы: летом, когда в красноярской железнодорожной поликлинике поток увеличивается, создаётся дополнительная комиссия, работу которой финансирует дорога. В Боготоле тоже можно пойти по этому пути.

 

- Врачи сетуют на то, что лечебного оборудования не хватает. Что предпринято в этом направлении?

- С оборудованием вопрос решён на уровне администрации края - для его приобретения будут привлечены средства  регионального бюджета.

 

- Железнодорожная медицина края задействована в приоритетном национальном проекте «Здоровье». Каким образом ведётся эта работа?

- Мы участвуем в проекте всеми своими объектами - это 9 больниц, расположенных на территории Красноярского края, в Кемеровской области и в Хакасии. В 2006 году на их базе проведена  диспансеризация работающих во вредных условиях. Кстати, кроме Боготола,  в качестве единственного лечебного учреждения  на территории муниципального образования работает железнодорожная больница на станции Саянская.

 

- Вот только  заработную плату наши врачи получают меньше, чем в муниципальных больницах и поликлиниках...

- Этот вопрос решается на уровне ОАО «РЖД». Медицинские учреждения - не в составе дороги.  А почему вы не спрашиваете, например, сколько получают наши учителя и воспитатели детских садов? Они получают намного больше, чем их коллеги из муниципальных учреждений дошкольного и школьного образования.

 

- Но ведь и родительская плата в корпоративных детских садах намного выше, чем в муниципальных?

- Расчёт установлен компанией, и ОАО «РЖД»  выделяет средства на ремонт и приобретение оборудования. Расчётная сумма в итоге получилась высокая, предполагалось даже, что будет отток желающих посещать железнодорожные детсады. Но этого не произошло. Сейчас решается вопрос по уменьшению родительской платы для железнодорожников или, по крайней мере, она будет сохранена на прежнем уровне, без дальнейшего увеличения.

 

- Часто приходится слышать, что железные дороги - это государство в государстве.  И коллектив на железной дороге особенный - железная дисциплина, жёсткая корпоративная культура. А вы как считаете?

-  Может быть, раньше так было, но мы давно от этого отошли. Компания выходит на европейский рынок транспортных услуг, соответственно и корпоративная культура сильно изменилась. Не думаю, что мы в этом отношении чем-то сильно отличаемся, например, от «Газпрома» или РАО ЕЭС.

На Российских железных дорогах вводится система управления качеством - это эффективные  принципы и механизмы менеджмента, используемые во всём мире.

Так же, как и разруха, система начинается в головах. Программа и разрабатывается,  и внедряться будет не какими-то внешними силами. Итоговая система работы на конкретный результат и станет естественным стимулом.

 

- Какие качества вы цените в своих сотрудниках, в тех, для кого вы - работодатель?

- Порядочность и профессионализм. Именно в такой последовательности.

 

- А каким образом человек,  который пришёл устраиваться на работу, может произвести на вас благоприятное впечатление?

- Считаю обязательным личное собеседование. Я поговорю с человеком, посмотрю, как он держится -  не слишком ли самоуверенно или наоборот неуверенно. Задам несколько вопросов, и в общих чертах станет понятно, насколько то, что написано в резюме, соответствует действительности.

 

- Какие преимущества отличают систему повышения квалификации специалистов, работающих на дороге?

- Прежде всего регулярность. Раз в три года мы обязательно отправляем работников на курсы повышения квалификации. И не только на те, что проводятся в дорожном центре. У нас подписаны договоры с ведущими красноярскими вузами.

 

- А где повышают свой профессиональный уровень командиры дороги?

- И в Красноярске, и в Москве. Есть специальные тренинги для управленцев.

 

- Как вы относитесь к объединению техникума и бывшего Красноярского филиала ИрГУПСа и созданию КрИЖТа?

- Это хорошее решение. До сих пор из-за того, что наши студенты не имели возможности пройти полный цикл обучения в Красноярске,  у нас существует кадровый дефицит. Дорога обеспечена молодыми специалистами с высшим базовым образованием чуть более, чем на 80 процентов.  Правда и отток молодёжи у нас небольшой. И этот показатель снижается год от года: в 2004-м с дороги ушло 4,8 процента, а в 2006-м - всего 1,2.

 

- Каких результатов вы ждёте от новой организации на дороге - совета молодых специалистов?

- Сначала, когда мы только создавали совет, казалось, что это происходит не то чтобы  «насильственно», но как нечто, спущенное сверху - иными словами, не совсем по инициативе молодёжи. Сейчас такого ощущения нет. Это очень активные ребята, и они мыслят совсем другими категориями. Очень часто те, кто работает на дороге давно, действуют и думают по «накатанному», а молодые специалисты порой предлагают неожиданные решения. У них есть толковые предложения, как улучшить работу магистрали.

Мария Кузнецова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30