26 мая 2020 22:57

26 мая 2020 22:57

Геометрия русского транзита

На четвёртом по счёту Красноярском экономическом форуме краевые власти сменили привычный для подобных мероприятий формат, добавив ему изрядную долю креатива. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, выступая на пленарном заседании, не без гордости сказал, что наши форумы «прогрессируют как по форме, так и по содержанию». Прогрессия по пространственным показателям получается почти геометрическая.

На IV экономическом форуме в Красноярске обсуждались проекты строительства железных дорог.

 

На четвёртом по счёту Красноярском экономическом форуме краевые власти сменили привычный для подобных мероприятий формат, добавив ему изрядную долю креатива. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, выступая на пленарном заседании, не без гордости сказал, что наши форумы «прогрессируют как по форме, так и по содержанию».

Прогрессия по пространственным показателям получается почти геометрическая. Судите сами. На первом форуме в 2004 году темой обсуждения стали инвестиционные проекты региона. В 2005-м инвестиционную составляющую рассматривали уже в масштабах объединённого края, приплюсовав Таймыр и Эвенкию. Третий экономический стал площадкой для презентации крупнейших инвестиционных проектов всей Сибири и Дальнего Востока. Тема нынешнего года звучала ещё амбициознее: «Индустриальная основа развития России».

 

Прошедший форум сделал серьёзную заявку на лидерский статус. По крайней мере, министр экономического развития Герман Греф назвал IV Красноярский экономический - центральным форумом страны с точки зрения обсуждения региональных аспектов федеральной политики.

А заместитель министра экономики и торговли Кирилл Андросов считает, что Красноярск может стать центром проведения «форума форумов» Сибири и Дальнего Востока. 

И это логично. Значительная часть инвестиций крупного бизнеса, которые, по оценкам экспертов, до 2015 года составят около 400 млрд. долларов, сосредоточится за Уралом. Из государственной казны в реализацию крупнейших инвестпроектов будет вложено ещё не менее 150 млрд. Волна второй индустриализации России смещается на Восток, и Красноярский край в пространственной геометрии российского развития оказывается на транспортном перекрёстке. 

 

Приоритеты отечественного развития,  как выяснилось, остались примерно теми же, что и в эпоху строительства Транссиба. Во всяком случае, в той их части, которая касается развития железнодорожной инфраструктуры. Строительство новых промышленных объектов настолько увеличивает грузопотоки, что границы существующих транспортных коридоров уже становятся слишком узки. Транспортировка одного только угля в ближайшие годы, по прогнозам Института экономики и организации промышленного производства, вырастет до 90 миллионов тонн в год. А если принять во внимание планы Газпрома по переработке газа и амбиции лесопромышленного комплекса? Не удивительно, что добрая половина презентованных на форуме проектов, в ближайшей перспективе претендующих на поддержку Инвестфонда, предусматривает строительство железных дорог.

 

РЕНЕССАНС ЗАБЫТЫХ ПРОЕКТОВ

В программе комплексного развития Нижнего Приангарья железнодорожная инфраструктура пока прирастёт веткой Карабула - Ярки. Между тем, основные планы лесопромышленников связаны с правобережьем Ангары. Через пять лет, по мере реализации программы, нагрузка на Красноярскую железную дорогу на участке  Карабула - Решоты возрастёт в несколько раз. Существующая железнодорожная  инфраструктура не «потянет» такого объёма грузов.  Самое время, хотя бы в перспективных планах, говорить о проекте, имеющем столь же давнюю историю, как  и строительство Богучанской ГЭС. Что и было сделано на круглом столе, посвящённом пространственному развитию Красноярского края, состоявшемся в рамках форума.
 

План строительства Северо-Сибирской магистрали, которая должна была пройти по правому берегу Ангары,  в своё время вызрел в недрах Новосибирского института экономики и организации промышленного производства. Сегодня он, как оказалось,  снова актуален. По словам заместителя губернатора Эдхама Акбулатова, Северо-Сибирская железная дорога станет одним из проектов, которые будут реализованы на втором этапе освоения Нижнего Приангарья, осуществить который  предполагается до 2020 года.

Легендарная стройка прошлого столетия - БАМ -  ещё один из стратегических транспортных объектов российской геополитики, по-новому вписывающийся в геометрию русского транзита.  Корпорация «Металлы Восточной Сибири» на IV экономическом форуме предложила проект комплексного развития Забайкалья, включающий в себя строительство заводов по добыче и переработке руды, объектов энергетики, что, безусловно, даст сильный импульс экономике Забайкалья.

 

Главной осью проекта, вокруг которой сосредоточатся промышленные предприятия, станет железная дорога от станции Могзон до Озёрного горно-обогатительного комбината. Протяжённость её составит 165 километров. Предполагаемая стоимость - 5,5 млрд. рублей. Ветка, строительство которой в своё время было начато в СССР и застопорилось на 25-м километре, свяжет Транссиб и БАМ и существенно усилит транспортный потенциал Читинской области и Бурятии.

У ГидроОГК своя геометрия броска на Восток. Суть презентованного корпорацией на форуме проекта - создание нового промышленного комплекса в республике Саха. Пока речь идёт о строительстве двух ГЭС мощностью 2ГВт, потенциал которых будет использован строящимися в республике предприятиями перерабатывающей промышленности. К проекту уже сегодня готовы присоединиться представители других отраслей. Кирилл Андросов, председатель жюри, оценивавшего инвестиционные масштабы и социальную значимость проектов, не без иронии заметил, что главное, определяя круг партнёров, вовремя остановиться. Заявка по проекту должна быть подготовлена уже в конце мая.

 

Туве, видимо, повезёт меньше, чем Бурятии и Якутии. Судьба железной дороги  Курагино - Кызыл остаётся нерешённой. На форуме не раз высказывалась мысль о том, что железнодорожная артерия в транспортной системе республики необходима. Не так давно состоялись переговоры «Норильского никеля» с администрацией Тувы. Но от прямого ответа на заданный корреспондентом «КЖ» вопрос о финансировании стройки представитель «Норникеля» предпочёл уклониться. А старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус в кулуарах форума объяснил, что компания  вкладываться в этот проект не планирует, так как подобные инвестиции окупят себя не скоро. По его мнению, инвестиционное бремя таких социальных проектов должно брать на себя государство.

 

ВОЗДУШНЫЙ «ЗАХВАТ»

altТранспортные преимущества геополитической карты намерена использовать авиакомпания «КрасЭйр», вынашивая амбициозные планы по «захвату» азиатских пассажиров, о чём на форуме много спорили. Глобальный план компании - к 2015 году обслуживать за год до 10 млн. пассажиров из Европы, Северной Америки, Китая, Кореи, Японии, Индии, Индонезии. По мнению гендиректора «КрасЭйр» Бориса Абрамовича, с созданием  международного авиахаба на базе аэропортов «Красноярск» и «Черемшанка» компании удастся переиграть на поле АТР таких сильных игроков, как авиакомплексы Пекина и Дубаи. Правда, для того, чтобы «обойти» таких конкурентов, понадобится принципиально иной уровень обслуживания, на что пока остаётся только надеяться.

 

Частно-государственное партнёрство в проекте хаба будет реализовано по формуле «пятьдесят на пятьдесят», а сумма потребуется почти астрономическая - 600 млн. долларов. Заявка в Инвестиционный фонд будет подана в июне. Заместитель министра транспорта Александр Мишарин проект поддержал, заметив, что объём пассажирских авиаперевозок  растёт  вместе с ВВП, а у Красноярска есть все шансы быть крупным транспортным узлом столичного масштаба - под стать Санкт-Петербургу и Москве.

Кстати сказать, представитель «Пулковских авиалиний» в ходе обсуждения проекта на форуме высказал опасения, а не переключатся ли на Красноярск часть обслуживаемых ими сегодня пассажиров? Возможно. Зато здоровая конкуренция  наверняка стимулирует улучшение сервиса.

 

ЦЕНА ВОПРОСА

В геометрии промышленного развития России в ближайшие два десятка лет акцент, несомненно, делается на использование сырьевого потенциала зауралья, развитие в этих регионах транспортной инфраструктуры. Не случайно по заказу правительства разрабатывается стратегическая программа развития Сибири и Дальнего Востока.

Из заявленной общероссийской инвестиционной суммы - 400 млрд. долларов - около 230 будет вложено в экономику зауральской территории. Но для того, чтобы проекты стали реальностью, понадобится новый уровень инвестиционного развития. Накануне форума было принято постановление о создании Фонда развития, средства которого станут ещё одним направлением государственной поддержки частных инициатив. Но это только одно из направлений. По мнению большинства предпринимателей, высказанному на форуме, бизнес-инициативам сегодня препятствует не столько недостаток средств, сколько несовершенство законодательных механизмов. Красноярский экономический форум-2007 стал эффективным инструментом для обсуждения сотрудничества государственных и частных структур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Мария Кузнецова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31