26 мая 2020 23:26

26 мая 2020 23:26

"Красноярский железнодорожник" на Приволжской магистрали

В рамках проекта "Все дороги - в гости к нам" корреспондент КЖ побывал на Приволжской магистрали. Дорога набирает обороты, и это - результат большой работы всего коллектива Приволжской. Один из самых значимых рекордов прошлого года - рост грузовых перевозок. Их объём увеличился на 6 процентов. Это - самый высокий уровень за последние 15 лет. В четвёртом квартале на стыках с соседними дорогами ежесуточно принималось и сдавалось на 1800 вагонов больше, чем в тот же период 2005 года.

Александр Храпатый: “Дорога набирает обороты”

 

- От слишком мажорных оценок работы магистрали в 2006 году я воздержусь. Но нельзя не сказать о том, что дорога набирает обороты, и это - результат большой работы всего коллектива Приволжской. Один из самых значимых рекордов прошлого года - рост грузовых перевозок. Их объём увеличился на 6 процентов. Это - самый высокий уровень за последние 15 лет. В четвёртом квартале на стыках с соседними дорогами ежесуточно принималось и сдавалось на 1800 вагонов больше, чем в тот же период 2005 года.

Грузовая база дороги имеет несколько точек “роста”. Одна из них - порт Оля. Не считая Махачкалы, это единственные морские ворота страны на Каспии. Но этот проект требует значительных вложений. Для развития порта нужны внушительные инвестиции и соответствующая государственная поддержка.

Очевидно, что потребовалась и более интенсивная переработка поездов на основных сортировочных станциях магистрали, имеющих сетевое значение, таких как Анисовка и Максим Горький. Следует отметить и тот факт, что прирост погрузок был осуществлён на фоне улучшения показателей использования подвижного состава: по сравнению с бюджетным заданием ускорен оборот вагона, повышена участковая скорость.

 

Не отстали в росте и пассажирские перевозки: здесь мы тоже имеем 6-процентную прибавку к уровню 2005 года. Количество перевезённых пассажиров выросло как в дальнем, так и в пригородном сообщении. Этими результатами магистраль подтвердила высокую оценку, данную работе приволжских железнодорожников Владимиром Якуниным в ходе его рабочего визита.

Приволжская железная дорога как филиал ОАО “РЖД” на своём уровне участвует в процессе создания конкурентоспособной компании. Дорога готова не только обеспечить потребности регионов в грузовых и пассажирских перевозках, но и нацелена на будущее. Наши усилия и инвестиции направлены на увеличение пропускной способности, в том числе за счёт увеличения максимальной скорости движения грузовых и пассажирских поездов, на развитие инфраструктуры.

 

Фундаментом всех достижений стала целенаправленная работа по совершенствованию технологий перевозочного процесса и, прежде всего, вождению тяжеловесных поездов, которых на Приволжской дороге в 2006 году было проведено на 7,5 тысячи больше, чем в 2005-ом. Продолжается работа по удлинению тяговых плеч обслуживания локомотивов. В этом году они будут удлинены на 150 километров от станции имени Максима Горького до станции Лихая и на 207 километров от Астрахани до станции Кизил-Юрт Северо-Кавказской магистрали.

Снизилось количество неудовлетворительных километров. В результате работ по оздоровлению пути удалось повысить скорости движения грузовых поездов до 80 километров в час на протяжении 544 километров. Мы стремимся к тому, чтобы такая прямая зависимость между состоянием пути, с одной стороны, и пропускной способностью дороги, скоростью и безопасностью движения - с другой, и в будущем характеризовалась бы только теми примерами, которые говорили бы о нашем развитии, а не о провалах в работе.

Значительные средства на магистрали инвестируются в развитие инфраструктуры. Реализация инвестиционной программы в 2006 году обеспечила ввод основных фондов более чем на десять миллиардов рублей. На участке Сызрань - Сенная, где проходят основные грузопотоки, появились сплошные вторые пути от станции Кашпир Куйбышевской железной дороги до Чернавки на Приволжской. Это более 99 километров.

 

В общей сложности 130 километров вторых путей начали пропускать поезда, что весомо говорит об интенсивности развития дороги. Значимым фактором считаю работу по реконструкции станций и удлинению приёмо-отправочных путей.

Укреплены производственные базы по обслуживанию локомотивов на станциях Анисовка, Астрахань, построены пункты технического осмотра локомотивов. На магистрали успешно реализуется программа обновления и развития средств железнодорожной автоматики и телемеханики, завершить которую планируется в 2008 году. Программа предусматривает замену систем электрической централизации и автоблокировки с истекшим сроком амортизации на более новые, усовершенствованные системы. В 2007 году в рамках комплексной реконструкции Верхнебаскунчакского узла введены в эксплуатацию 40 километров автоблокировки с тональными рельсовыми цепями на участке Солончак - Ахтуба. Осуществлена реконструкция устройств электроснабжения автоблокировки на участке Багаевка - Карамыш. К этому перечню можно было бы добавить и другие примеры. Инфраструктура на магистрали обновляется и развивается сбалансированно.

Всё, что делается на железной дороге, всё, чем она живёт, - идёт от людей, и к людям же возвращается. Человеческий фактор я считаю главным, определяющим наши успехи и поражения. Не случайно Российские железные дороги вкладывают в развитие кадрового потенциала компании ничуть не меньшие средства, чем в ту же инфраструктуру. Огромные средства идут на обучение персонала, повышение квалификации, программы корпоративной поддержки молодёжи. Коллектив Приволжской магистрали вложенные в него инвестиции оправдывает.

 

МЕЖДУ ЮГОМ И ВОСТОКОМ

На Приволжской железной дороге деревянные шпалы заменят на “бархатный” путь. На магистрали разработана долгосрочная программа по модернизации колеи и прокладке участков бесстыкового пути. В настоящий момент 23,1 процента общей протяжённости пути, в том числе и 385-километровый участок Сызрань - Котельниково (это кратчайший путь между Востоком и Югом страны) имеет деревянное подрельсовое основание. Использование железобетонного основания позволит снизить долю ручного труда и существенно увеличить скорость движения грузовых и пассажирских поездов. Уже к концу 2007 года на Приволжской дороге планируется довести максимальную скорость движения грузовых поездов до 90 километров в час, а пассажирских - до 120.

 

ЭФФЕКТ МИЛЛИОНЕРА

Экономическая результативность инновационных разработок мастера дизель-заготовительного цеха локомотивного депо станции Саратов Николая Фунякина исчисляется миллионом рублей в год.

Имя талантливого мастера знают не только на Приволжской магистрали. И это не удивительно, ведь его новации используются на всей сети дорог, помогая сделать работу железнодорожников эффективнее. Суммы экономических сбережений, достигаемых после внедрения его разработок, поистине астрономические.

Только хонингование гильз дизеля Д49, используемое во всех филиалах Российских железных дорог, даёт отрасли около 685 тысяч рублей экономии в год. Не менее ценное рацпредложение - восстановление лабиринтовых уплотнителей ротора турбокомпрессора ЧМЭЗ - приносит компании в год 383 тысячи рублей экономии.

За годы работы в Саратовском депо оказались востребованными 110 рационализаторских предложений мастера. В профессиональном арсенале Фунякина высшая награда отрасли - знак “Почётный железнодорожник” и почётные звания “Лучшего рационализатора железнодорожного транспорта” и “Отличника рационализации и изобретательства Саратовской области”. В 2006 году и без того внушительный список пополнился. Указом президента мастеру присвоено звание “Заслуженный рационализатор Российской Федерации”.

ПОЖАРНЫЕ ИЗ 5 “Б”

altВ Саратовской железнодорожной гимназии №6 обучают юных пожарных спасателей.

Пожарные из 5 “Б” внешне отличаются от других учеников школы только формой. Но это - внешне.

- Захожу в класс и... вздрагиваю от неожиданности. Опрятные пятиклашки в синей железнодорожной форме вдруг разом вскакивают. К доске выходит высокая девочка и громким “командирским” голосом отдаёт рапорт: присутствуют, отсутствуют. Дежурная Фролова Аида.

Быть Аиде начальником станции, не меньше. С таким-то “оперным” голосом. Огонь-девчонка! Кстати, на уроках английского рапорт отдаётся на языке туманного Альбиона. И вежливы все - почти как истинные английские леди и джентльмены. Так на ребят действует изучение основ этикета. Есть в программе и занятия хореографией.

По словам учителей, перевоплощение обычных пятиклассников в спасателей началось с формы и посвящения. Последнее более всего напоминало воинскую присягу и проходило на общешкольной линейке. Ребята повторяли за своим командиром Владимиром Дорогим слова клятвы, и с каждой фразой их лица светлели. Остальные школьники притихли. Общее впечатление, по признанию ребят, было незабываемым.

 

Завуч гимназии-интерната №6 Нина Севостьянова, один из инициаторов новшества, говорит, что 5 “Б” считался одним из самых озорных в школе. Оригинальная методика, разработанная на основе учебных пособий МЧС, проказникам из 5 “Б” оказалась как раз впору - направила их неуёмную энергию в интересное и полезное русло.

С начала года ребята уже успели побывать в гостях у своих шефов - коллектива пожарного поезда на станции Саратов-2 Саратовского отряда ведомственной охраны. Потрогали всё спецоборудование: пожарные рукава, огнетушители и так далее, сфотографировались у поезда в настоящей форме - ничего, что она пока великовата.

Большой упор в программе делается на занятия спортом. Помимо общей физической подготовки, пятиклашки постигают азы туризма и альпинизма. Уже сейчас любой из них без особенных проблем сложит рюкзак. Кстати, приобретённые на уроках физкультуры у педагога Натальи Малышевой специальные навыки они уже успели опробовать в полевых условиях, о чём рассказывают с упоением. Ночное ориентирование в лесу - разве о таком забудешь?

В школе оборудован прекрасный тренажёрный зал. А в перспективных планах Натальи Малышевой ещё один “тренажёр” - скалодром.

Я присматриваюсь к скромной черноволосой девчушке за первой партой. Кристина Шанбахер - победительница общероссийских соревнований по каратэ. Железнодорожная форма каратистке идёт ничуть не меньше, чем кимоно.

Наверняка, оригинальной методикой, разработанной педагогами гимназии №6, заинтересуются и другие железнодорожные школы сети. А начальнику пожарного поезда на станции Саратов о кадровом пополнении теперь можно не беспокоиться - боевая смена подрастает!

 

“ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ” ЧЕРЕЗ ОЛЯ

Новый этап в развитии морского торгового порта Оля начался с благословения Владимира Путина. Согласно проекту, порт должен стать одним из ключевых звеньев в международном транспортном коридоре “Север - Юг”. ОАО “РЖД” сделало на порт большую ставку, вложив в строительство железнодорожной линии к нему около 2 млрд. рублей. Потенциальные грузопотоки на порт Оля могли бы сделать его полноценным звеном Международного транспортного коридора “Север - Юг”. Пока основной грузопоток по коридору “Север - Юг” идёт через Астрахань, где расположены 12 портовых предприятий, “запертых” в черте города. Развиваться им некуда, кроме того, Астрахань относится к числу замерзающих портов. Именно по этой причине было принято решение о развитии порта Оля.

С его помощью станет возможным консолидировать грузопоток, который идёт через Каспий в страны Персидского залива. Сейчас 87 процентов экспорта на Приволжской железной дороге, в том числе, и через порт Оля, идёт на Иран. И 70 процентов этого объёма - прокат чёрных металлов. Но “железная” грузовая река может обмелеть - Иран активно развивает собственную сталелитейную и металлургическую промышленность и планирует прекратить импорт металла.

Однако металлу есть альтернативы. Иран импортирует зерно, удобрения, ввозит много леса, поскольку не имеет собственных лесных угодий. Потенциальным грузом может стать уральский или сибирский лес.

Естественные преимущества порта Оля (он находится на сто километров ближе к Ирану, чем другие порты и не замерзает) должны быть использованы. Перевозки в этом направлении должны стать экономически привлекательными. Но без инвестиционной поддержки государства развитие морских ворот России на Каспии в точке Оля вряд ли будет возможно. Для того, чтобы обеспечить порт необходимой инфраструктурой и сделать его конкурентоспособным на рынке транспортных перевозок, темпы развития необходимо наращивать. И цена вопроса здесь измеряется не только в денежном эквиваленте, но и в государственном интересе.

“С ЛЁГКИМ ПАРОМ” ПО-АНИСОВСКИ

Новый вагономоечный комплекс, открытый в 2006 году в мотор-вагонном депо станции Анисовка Саратовского отделения - гордость всей Приволжской магистрали.

Главное преимущество - соответствие всем мыслимым экологическим стандартам. Не случайно на базе комплекса прошла сетевая школа экологов - было, что показать специалистам, прибывшим со всех магистралей.

Сквозь горячие струи воды и строй установленных вертикально щёток здесь ежедневно можно пропускать до 60 вагонов. Дополнительно “моечную” для вагонов в Анисовке оборудовали системой очистки биотуалетов. Комплекс был построен в рамках инвестиционного проекта Приволжской магистрали, реализуемого с 2003 года, в соответствии с которым в мотор-вагонном депо на станции Анисовка, где сегодня выполняются ремонты первого, второго и третьего объёмов и все виды технического обслуживания, ведётся строительство цеха КР-1 и ТР-3. Общая стоимость всего проекта, по предварительным оценкам, составит 728 млн. рублей. Экономический эффект от строительства цеха - 45,9 млн. рублей. Но можно значение проекта оценить и в иных категориях - это 111 рабочих мест для железнодорожников.

“Макси-горка” на “Максиме”

“Максим”, или ласково “Максимка” - так неофициально называют железнодорожники сортировочную станцию имени Максима Горького.

Через эти грузовые “ворота” дороги проходит весь транзит, направляющийся из Кузбасса в Азово-Черноморские порты. Не случайно сортировочная станция имени Максима Горького Волгоградского отделения Приволжской магистрали входит в десятку крупнейших на сети. За сутки здесь могут переработать до 4800 вагонов. Задействованы пять сортировочных парков.

За правильностью погрузки вагонов помогают следить “электронные ворота” - автоматизированная система коммерческого осмотра грузовых поездов и вагонов АСКО ПВ. В 2007 году планируется оборудовать станцию ещё двумя такими системами.

По последнему слову оснащена и сортировочная горка. Здесь установлен современный комплекс АСУ СС и тормозные позиции нового типа РНЗ-2М.

 

ВОКЗАЛ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Вокзал появился в Саратове в 1879 году. Разработку проекта “городских ворот” РУЖД доверило архитектору Тимофееву. И в конце XIX века на месте деревянных складов выросло очень красивое и функциональное двухэтажное здание городского вокзала.

В 1905 году здание украсили флигели и башенки, исполненные в стиле барокко. Таким вокзал остался в памяти саратовцев до 60-х годов прошлого века.

Старый вокзал, при всех его красотах, был очень узким. Нужны были площади для больших табло, помещения для залов ожидания и комнат отдыха. Потому было принято решение о реконструкции вокзала. Так стильное историческое здание заменила типовая железобетонная коробка.

Во время последнего рабочего визита Владимиру Якунину представили эскизный проект создания многофункционального комплекса. Для его осуществления потребуется около 3 млрд. рублей. Для удобства пассажиров предполагается построить конкорс - не просто крытый надземный переход, но целую систему помещений, которые будут располагаться над перронами.

Преобразятся и внутренние помещения вокзала, и привокзальная площадь, где планируется построить гостиницу, автостоянку и подземные гаражи.

Мария Кузнецова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31