01 июня 2020 11:48

01 июня 2020 11:48

Координаты новой системы

Многие работники Красноярской железной дороги уже получили уведомления о переходе на новую систему оплаты труда. В связи с этим у читателей “Красноярского железнодорожника” возникло немало вопросов, ответы на которые мы решили получить в беседе за “круглым столом” редакции. Участниками разговора стали Валентин Галко, заместитель председателя дорпрофсожа, Лидия Заблоцкая, главный правовой инспектор дорпрофсожа, Яся Пепеляева, главный специалист дорпрофсожа и Алексей Иванов, заместитель начальника отдела организации труда дороги.

Многие работники Красноярской железной дороги уже получили уведомления о переходе на новую систему оплаты труда. В связи с этим у читателей “Красноярского железнодорожника” возникло немало вопросов, ответы на которые мы решили получить в беседе за “круглым столом” редакции. Участниками разговора стали Валентин Галко, заместитель председателя дорпрофсожа, Лидия Заблоцкая, главный правовой инспектор дорпрофсожа, Яся Пепеляева, главный специалист дорпрофсожа и Алексей Иванов, заместитель начальника отдела организации труда дороги.

 

Галина ГРИЦЕНЮК:

- Приказом начальника дороги на предприятиях были созданы рабочие группы, которые ведут подготовительную работу по переходу на новые условия оплаты, разъясняют её преимущества, просчитывают оплату труда персонала. Каковы предварительные итоги их деятельности?

 

Алексей ИВАНОВ:

- В настоящий момент расчёты завершены. Результат не обнадёживает - мы не укладываемся в предусмотренный новой системой 10-процентный рост фонда оплаты труда. На магистрали этот рост при самой строгой экономии составил 20,1 процента, хотя в предложенную схему мы вписываемся - преимущественно по минимальным окладам и ставкам. Но цифра всё равно получается очень большая. Каким образом будет разрешена эта ситуация? Возможно, за счёт индексации заработной платы за апрель. Иными словами, фонд, выделенный на индексацию, прибавится к фонду оплаты труда.

 

Яся ПЕПЕЛЯЕВА:

- Я позволю себе уточнение. Не так давно прошёл президиум ЦК Роспрофжела, на котором его участники, председатели дорпрофсожей обсудили предложения Департамента планирования и бюджетирования по возможной индексации заработной платы за IV квартал 2006 г. и I квартал 2007 г. одновременно с введением положения о новой системе оплаты труда работников. На президиуме было принято решение не соглашаться с увеличением фонда заработной платы при введении новой системы с одновременной индексацией, поскольку это приведёт к невыполнению колдоговора дороги. Однако руководство ОАО “РЖД” не согласилось с позицией профсоюза, и в адрес председателей дорпрофсожей была направлена телеграмма. Вопрос предложено решать исходя из той ситуации, которая сложилась на каждой конкретной дороге.

 

В чём тут сложность? Столь высокий дефицит фонда оплаты труда на нашей магистрали во многом обусловлен тем, что на протяжении пяти-шести последних лет базовая заработная плата была занижена. Мы неоднократно выступали по этому поводу с разных трибун, написали множество писем, но так и не были услышаны. Недостаток средств в фонде оплаты труда означает в дальнейшем сокращение штата или изменение графиков работы. Такой опыт у нас уже был, это крайне тяжёлое и непопулярное решение. Новая система вводится на основе расчётов заработной платы работников и в целом фонда оплаты труда. Поэтому составлено письмо, где обоснованы все причины, почему мы не можем дать согласие на перенос индексации. Я считаю, это правильная позиция.

 

Мария КУЗНЕЦОВА:

- Новая тарифная ставка включает в себя оплату за выслугу лет, и это финансово уравнивает молодых специалистов и старослужащих. Наверняка по этому поводу возникает много вопросов?

 

Валентин ГАЛКО:

- Это действительно так. И в этом есть резон - ведь квалификация растёт с опытом. Среди специалистов со стажем много людей, которые всю жизнь отдали работе на дороге. У них нередко возникает по этому поводу недоумение. Реформой будет предусматрен механизм мотивации многолетней работы в отрасли, но пока он не до конца понятен. Скорее всего, это будет дополнительное вознаграждение.

 

Мария КУЗНЕЦОВА:

- Но ведь снижения заработной платы не произойдёт, речь идёт лишь о том, что молодые специалисты выигрывают от введения новой системы оплаты труда больше?

 

Алексей ИВАНОВ:

- Снижения не будет в любом случае. Во время “горячей линии” по этому поводу было задано много вопросов. Например, специалист со значительным стажем, работник ИВЦ, рост заработной платы которого составит 2-3 процента, спрашивает, нормально ли это? Все ведь слышали, что заработная плата вырастет на 10 процентов. На самом деле, речь идёт об увеличении фонда оплаты на 10 процентов. При этом у кого-то из старослужащих работников оплата труда может увеличиться только на 2-3 процента или остаться на прежнем уровне. А у молодых специалистов - на 15-16. Но ведь цель реформы - привлечь к работе на железнодорожном транспорте молодёжь, создать для неё стимул.

 

Валентин ГАЛКО:

- У молодых специалистов зарплата существенно повысится.

 

Галина ГРИЦЕНЮК:

- Параллельно с внедрением новой системы оплаты труда проходит процесс приведения в соответствие со штатным расписанием всех рабочих мест. Возникают ли в связи с этим дополнительные сложности?

 

Алексей ИВАНОВ:

- Каждую неделю мы собираем информацию с предприятий о соблюдении графиков внедрения новой системы оплаты труда. Одно из мероприятий - приведение в соответствие разрядов работников с объёмом и характером выполняемых работ. Порой эти разряды необоснованно завышены. Но, в принципе, таких случаев немного.

 

Галина ГРИЦЕНЮК:

- Не потеряют ли работники, которым будут понижены разряды, в заработной плате?

 

Алексей ИВАНОВ:

- В этом случае могут и потерять. Другое дело, что при переходе на новую систему оплаты труда они потеряют не так много, как если бы реформы не было. Во многих случаях работник ничего не потеряет с понижением разряда, так как разница компенсируется за счёт повышения общего уровня заработка. Кроме того, предусмотрены доплаты, хотя как именно они будет рассчитываться, по какому принципу - пока не определено.

 

Мария КУЗНЕЦОВА:

- Есть ли случаи, когда, получив уведомление, работник отказывается его подписать, и что за этим может последовать?

 

Лидия ЗАБЛОЦКАЯ:

- На сегодняшний день ко мне обратилось с вопросами более 40 человек. Да, есть ситуации, когда работники не согласны расписаться в уведомлении. В этом случае работодатель должен составить акт, подтверждающий, что с документом человек ознакомился. Что дальше? В течении двух месяцев работодатель должен будет предложить работнику другую должность по специальности, а если таковой нет, то любую, которая, возможно, будет оплачиваться ниже. После этого, если работник не согласится, следует его увольнение.

Причиной отказа поставить роспись в уведомлении часто бывает простая неосведомлённость. Приходится подсказывать, как действовать руководителям подразделений и кадровикам, на которых легла работа по оформлению этих предупреждений. Сама форма, когда человеку пишут, что он просто уведомляется об изменении размера оплаты труда, а поставить точную сумму почему-то не догадываются, вызывает много недоразумений. Естественно, у людей появляются вопросы. А некоторые сами подсчитывают, и у них получается, что зарабатывать они будут меньше. Несмотря на то, что и в “Гудке”, и в “КЖ” были разъяснительные публикации на эту тему, и семинар специальный проведён, информированность на местах ещё недостаточна.

 

Не так давно прошло селекторное совещание, на котором председатель дорпрофсожа Виктор Гордиенко обратился к профсоюзному активу, чтобы нам сообщали, как штабу, оперативную информацию. Совсем недавний пример: у начальника вокзала, по предварительным подсчётам, получилась почти такая же оплата труда, как у начальника дирекции по обслуживанию вокзального хозяйства. Такого в принципе быть не должно. Очень хорошо, что люди сразу решили обратиться к нам за помощью. На дороге есть правовая инспекция труда, работают специалисты отдела социально-экономической защиты, они помогут урегулировать все возникающие вопросы.

А в случае отказов работаем индивидуально. Уговариваем. Говорим работнику, что он пока просто уведомлён. А дальше будем вместе с профсоюзом решать проблему, как выйти из этой ситуации, как обеспечить достойную оплату труда. Думаю, что число таких обращений будет увеличиваться по принципу снежного кома.

 

Алексей ИВАНОВ:

- Действительно, не всегда получается выстроить логичную иерархическую схему по окладам. Бывает, что положение об оплате труда не позволяет этого сделать. Нужно рассматривать каждую отдельную ситуацию. К примеру, часто обращаются с вопросами работники дистанций пути: “Как дифференцировать труд старших дорожных мастеров?” Разрешаем в этом случае поднимать оклад на 5-10 процентов.

 

Галина ГРИЦЕНЮК:

- В редакцию звонили читатели и интересовались, каким образом будут начисляться премии?

 

Алексей ИВАНОВ:

- Премии - обязательный инструмент мотивации труда, от него нельзя отказаться. Другой вопрос, что размер премиальной оплаты будет снижен. Это в целом оправданно, потому что, как мы уже говорили, возрастёт тарифная часть. Для инженерно-технических работников мы пока рассматриваем уровень премиальных в 5 процентов, фонд оплаты труда не позволяет сделать его больше.

Механизм начисления премий сейчас разрабатывается, и пока мы будем получать премии по действующей системе. Размеры премирования упадут, но структура пока остаётся та же самая.

Мария Кузнецова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30