04 июня 2020 04:12

04 июня 2020 04:12

Крёстный отец - «железный» Мельников

В тридцатых годах XIX века Россия была влиятельнейшей державой мира. Положение «спасительницы мира», которое досталось ей после победы над Наполеоном, к этому времени ещё более укрепилось. Русские имели решающее влияние на политическую жизнь Европы.
Для того, чтобы сохранить мировую гегемонию, российский император Николай I проводил политику, которую сейчас назвали бы «индустриализацией». Строились новые заводы, рождалась отечественная промышленность.

В тридцатых годах XIX века Россия была влиятельнейшей державой мира. Положение «спасительницы мира», которое досталось ей после победы над Наполеоном, к этому времени ещё более укрепилось. Русские имели решающее влияние на политическую жизнь Европы.

 

Для того, чтобы сохранить мировую гегемонию, российский император Николай I проводил политику, которую сейчас назвали бы «индустриализацией». Строились новые заводы, рождалась отечественная промышленность. Однако огромная территория с неразвитой дорожной инфраструктурой значительно осложняла развитие страны. Не случайно знаменитая фраза Николая Гоголя про две исконные беды России была произнесена именно в это время.

Государство чрезвычайно нуждалось в разветвлённой сети дорог. В это время Российская империя простиралась от недавно приобретённой Польши до Хивинского протектората в Средней Азии и до берегов Тихого океана. На её окраины претендовали многочисленные воинственные державы: Китай, Персия, Турция.

 

Становилось очевидным, что колёсные тракты, связующие нашу территорию, не справляются с новыми промышленными, грузовыми и пассажирскими потоками. Например, дорога из Красноярска в Москву занимала не меньше трёх месяцев, а часто и больше. Например, один из красноярских чиновников добирался из Москвы до места назначения полтора года!

Другим исконно русским видом транспорта был речной. «Главной дорогой» страны называли Волгу. Однако и этот способ перемещения имел свои недостатки: в первую очередь, короткий период навигации. Так что железнодорожный транспорт, который начал развиваться именно в эти годы, «пришёлся» как нельзя кстати.

 

Тем временем в Англии было построено уже более тысячи километров железных дорог. Ненамного отставали от неё Франция и США. Американцы, с их вполне сравнимыми с российскими значительными территориями, вскоре вышли в лидеры по длине железнодорожных путей (и сохраняют это лидерство до сих пор). Уже к 1835 году общая длина железных дорог США превысила 1300 км.

Россия на этом фоне выглядела «бледно». Несмотря на то, что уже в 1826 году царю Николаю I был предложен первый проект устройства железнодорожной линии, паровой транспорт в стране никак не развивался. Считалось, что расстояния между русскими городами слишком велики, и поэтому прокладка железной дороги не окупит себя. Более того, в периодике выходили статьи, где доказывалось, что железнодорожный транспорт невозможен в России в принципе - из-за холодов.

Ярыми противниками железнодорожного строительства в России выступали главноуправляющий путями сообщения граф Карл Толь и его преемник Пётр Клейнмихель -  самые влиятельные люди отрасли.

 

Противоположную точку зрения отстаивали специалисты Института Корпуса инженеров путей сообщения. Это учреждение было организовано ещё в 1809 году императором Александром I. На протяжении всего XIX века институт оставался главной транспортной  кузницей кадров страны. Здесь получили образование практически все выдающиеся железнодорожники Российской империи.

Самым известным из них суждено было стать инженеру Павлу Мельникову. Этот человек может быть, без сомнения, назван крёстным отцом отечественного железнодорожного сообщения. О нём стоит рассказать особо.

Павел Петрович Мельников родился в 1804 году.  В возрасте двадцати одного года он поступил в институт Корпуса инженеров путей сообщения. Причём по совокупности знаний молодого человека зачислили сразу на третий курс. После завершения обучения Мельников остался в институте - уже как преподаватель. В двадцать девять лет он стал профессором,  заведующим кафедрой прикладной механики.

 

В то время в институте ещё не преподавали дисциплин, изучавших железнодорожный транспорт. Только в 1835 году профессор Матвей Волков включит в программу курс «О построении железных дорог». Поэтому железнодорожная специализация, которую выбрал себе Мельников для диссертации, была по тогдашним меркам весьма авангардной (приблизительно как сейчас проектирование машины времени).

Тем не менее, в 1835 году работа Мельникова «О железных дорогах» увидела свет. Эффект появления этого трактата был очень велик. В своих выкладках учёный доказывал, что отечественные условия не только не противоречат созданию железных дорог, но даже благоприятствуют им. Именно там им были сказаны слова, которые и сейчас могут быть девизом российских железных дорог:

- Железные дороги крайне необходимы России,... они, можно сказать, выдуманы для неё более, чем для какой-либо другой страны Европы... климат России и её пространства соделывают их особенно драгоценными для человечества. За свою книгу учёный получил от Главного управления путями сообщения награду - бриллиантовый перстень. Позднее Павел Мельников проектировал крупнейшую на тот момент железную дорогу в мире Санкт-Петербург - Москва. Когда в 1865-ом в России было учреждено министерство транспорта, Мельников стал первым министром.

 

В 1835 году в России впервые осознали необходимость строительства железнодорожного сообщения. Труд Мельникова читал сам царь (Николай I довольно хорошо разбирался в инженерном деле).

Уже летом того же года император дал «высочайшее дозволение» на прокладку небольшой железнодорожной линии. Автор проекта Франц Герстнер предложил провести эту линию между столицей государства Санкт-Петербургом и царскими резиденциями в Царском Селе и Павловске. Транспортный «министр» Толь не осмелился противоречить правителю.

Так 1835 год стал переломным в судьбе русских железных дорог. Хотя собственно история железнодорожного транспорта в нашей стране отсчитывается от 1837 года, когда Царскосельская дорога начала функционировать, но можно сказать, что 1835-й - год «зачатия» этого транспорта.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30