01 июня 2020 02:53

01 июня 2020 02:53

«Тяжёлая артиллерия» против «снежного зверя»

В этом году природа напоминает о себе своими причудами: среди зимы поднимает из-под снега траву, поливает дождём или позволяет ожить снежному покрову раньше положенного срока.
Стихия - сила без разума. На перегонах Абаканского отделения Красноярской железной дороги в январе начали сходить лавины. Повышенная температура ускорила начало лавинного цикла. За месяц сошло девять лавин. Казалось бы, чем круче склон, тем более вероятен сход лавины. А вот и нет. На очень крутых склонах от 45 до 90 градусов снег почти не задерживается.

У каждого человека своя дорога в жизни. Природа тоже выбирает свой путь. Его траекторию и время нельзя точно установить. Он зависит от условий местности и погоды. В этом году природа напоминает о себе своими причудами: среди зимы поднимает из-под снега траву, поливает дождём или позволяет ожить снежному покрову раньше положенного срока.

Стихия - сила без разума. На перегонах Абаканского отделения Красноярской железной дороги в январе начали сходить лавины. Повышенная температура ускорила начало лавинного цикла. За месяц сошло девять лавин.

Казалось бы, чем круче склон, тем более вероятен сход лавины. А вот и нет. На очень крутых склонах от 45 до 90 градусов снег почти не задерживается. Во время снегопадов он соскальзывает и редко накапливается в угрожающих количествах, зато склоны от 25 до 40 градусов представляют опасность для жизни пассажиров и имущества магистрали. В восьмидесятые годы грузовые вагоны силой лавины были сброшены в реку Томь.

 

Владимир Фисенко, работавший тогда машинистом тепловоза, вспоминает: «Когда мы подъехали к месту схода лавины, поразились высоте снежного обвала. В то время ещё не было техники, которая применяется сегодня. Дорогу расчищали, протаранивая снег локомотивом. Встречаясь со  снежной горой, он «вставал на дыбы», не в силах продвинуться хоть на метр.

Каждый путевой обходчик знает: если на склоне после сильного ветра видны дорожки сошедшего снега -  большой лавины здесь не будет. Но если снежный покров устойчив - вызывай «артиллерию».

 

Дорогу «снежному зверю» прокладывают альпинисты и взрывники. Задача альпинистов - правильно найти тропу, вдоль которой будет заложена взрывчатка. Тропа должна проходить по границе, где происходит «разъедание снега». Этот невидимый процесс может длиться несколько месяцев. После каждого снегопада, в любой момент снежный покров может достичь критической массы. И тогда даже негромкий звук (стук дятла по дереву, шум приближающегося к станции поезда) может разбудить «снежного зверя».

Взрывники работают сосредоточенно. С Сергеем Ткаченко, руководителем взрывного отряда, мы стоим у подножия горы. Он раздаёт каждому рабочему по 25 килограммов взрывчатки. И начинается восхождение. Снизу видно, как оранжевая вереница осторожно поднимается наверх. Там их уже встречают. В выкопанные лунки делают закладку. Детонирующий шнур растянут на 200 метров. На взрыв такой лавины уходит 300 килограммов взрывчатого вещества.

Поезд прошёл - отключают электроэнергию. Раз, два, три, четыре... На счёт «пять» Сергей Ткаченко нажимает кнопку. Взрыв!

Ирина Шалыгина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30