30 мая 2020 11:05

30 мая 2020 11:05

Крёстный отец Новосибирска

Николай Гарин-Михайловский известен как литератор, публицист и... как основатель будущей столицы Сибири.
Имя снискавшему литературную известность железнодорожному инженеру дал император, при котором в стране появились первые рельсовые магистрали.

Николай Гарин-Михайловский известен как литератор, публицист и... как основатель будущей столицы Сибири.


Имя снискавшему литературную известность железнодорожному инженеру дал император, при котором в стране появились первые рельсовые магистрали.

 

НЕ НУЖЕН НАМ БЕРЕГ БОЛГАРСКИЙ

 Род Михайловских считался одним из самых древних и уважаемых среди военных династий царской России. Сам император Николай I оказал честь полковнику Георгию Михайловскому и согласился стать крёстным отцом его сына. Первенца назвали, естественно, Николаем. Шёл февраль 1852 года.

 Через четверть века, в 1878 году, Коля Михайловский окончил Институт инженеров путей сообщения. Молодого специалиста немедленно ангажировали: инженер Михайловский заведовал прокладкой шоссейной дороги на болгарском побережье. Дорога эта соединила между собой и знаменитые в будущем курорты "солнечного берега" - Бургас и Варну.

 

 Однако на тот момент в этих местах вели сражения русские полки генерала Скобелева. Россия начала войну с турками, помогая славянским народам Балкан в борьбе за независимость. Война продлилась год с небольшим и закончилась поражением Турции.

 Болгарское правительство обратилось к инженеру Михайловскому с просьбой остаться в стране. Ему предлагали бесплатное проживание в двухэтажном особняке, дачу на Черноморском побережье.

 Ко всему этому прилагался штат прислуги, состоящий из четырёх человек, в том числе личного конюха и ключаря - должность действительно "ключевая", поскольку ключ от того самого особняка весил более пяти килограммов.

 Однако все эти посулы Михайловского не прельстили и он предпочёл отправиться обратно в Россию, забрав с собой на память лишь упомянутый ключ, да и тот по дороге нечаянно утопил в реке Клязьме.

 

"КРЫЛАТАЯ" ИНЖЕНЕРИЯ

 На родной стороне у героя Балканской войны нашлось множество дел. Он строил железные дороги в Молдавии, Грузии, проектировал линию Кострома - Вятка, участвовал в модернизации Самарского железнодорожного узла.

 В Самаре с инженером произошёл примечательный случай. Для прокладки ветки на минеральный источник вблизи Жигулей Михайловскому потребовался локомотив особой конструкции. Такие производили только в Германии. Однако на запрос в Министерство путей сообщения Михайловский получил отрицательный ответ. "Экономьте деньги!" - отрезали "наверху", не поглядев толком в расчёты, где указывалось, что немецкий паровоз в итоге как раз и даст немалую экономию средств для строительства.

 Михайловский пренебрёг указанием свыше и купил локомотив в Германии, часть расходов покрыв из собственных средств. Машину в Россию он доставил... контрабандой.

 

 Подобных авантюрных эпизодов в карьере инженера было немало. Вот ещё один характерный пример. На одном из участков пути необходимо было выбрать, с какой стороны обходить холм. Проведённые измерения дали противоречивые данные. Были подготовлены два документа: запрос на дополнительное измерение участка и докладная на инженера Н.Г. Михайловского, который поехал осматривать участок, а "вместо того целый день просидел на вершине холма, никуда не двигаясь".

 Оказалось, что Михайловский наблюдал за птицами - смотрел, с какой стороны они облетают холм. Выбранный пернатыми путь он и посчитал более коротким. После некоторых сомнений руководство стройки приняло его аргументы на веру. А в ХХ веке данные аэрофотосъёмки подтвердили правоту "крылатой" инженерной мысли Михайловского.

 

 При прокладке Транссиба Михайловский руководил изысканием места для возведения моста через Обь и здесь тоже начал "чудить". Группа инженеров под его руководством решила не ограничиваться первоначальным проектом, обследовав весь берег реки на протяжении двухсот с лишним вёрст. В итоге для возведения моста выбрали участок вблизи ничем не примечательного села Кривощёково, превратившегося позднее в Новониколаевск, а потом в Новосибирск - третий по величине город современной России. По сути, именно Михайловскому столица Сибирского федерального округа обязана своим нынешним процветанием, ведь, пройди Транссиб севернее, на этом месте и сегодня прозябало бы степное село Кривощёково.

 

ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН В МЕТРО

 К этому же времени относятся первые литературные публикации Михайловского. Писал он под псевдонимом Н. Гарин. Сначала тиражи журнальных изданий повестей начинающего литератора скупали его коллеги-железнодорожники. Сочинения эти никак не были связаны с инженерной тематикой и были написаны прозрачным и образным русским языком. Вскоре Гариным заинтересовалась широкая публика. Уже первая его книга стала открытием сезона, и писатель-инженер вошёл в число популярнейших беллетристов России наряду с Чеховым и Куприным. Самое известное его произведение - повесть "Детство Тёмы", опубликованная в 1892 году. Литературная энциклопедия тех лет отмечает его "живое чувство природы, память сердца, с помощью которой он воспроизводит детскую психологию не со стороны, а со всей свежестью и полнотой детских впечатлений".

 

 Но главным трудом своей жизни сам Гарин-Михайловский считал всё же железнодорожные проекты. В первую очередь новосибирский участок Транссиба.

 К сожалению, сам инженер не дожил до момента, когда Новосибирск-Новониколаевск стал мегаполисом. Но в городе-"крестнике" память о нём чтят и ныне. Именем Гарина-Михайловского названа привокзальная площадь и расположенная на ней станция метро. Николай Георгиевич первым получил звание почётного гражданина города.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31