30 мая 2020 11:26

30 мая 2020 11:26

Подвижники книжного фронта

В мае 1898 года начальник Сибирской железной дороги предложил организовать в своём ведомстве библиотеку и кабинет для чтения. На тот момент сама дорога существовала всего несколько лет, так что первый читальный зал магистрали вполне можно считать одним из старейших дорожных предприятий. О том, какие книги читают железнодорожники, о юбилее библиотек и о том, как дорпрофсож заботится о духовной пище для детей, корреспондент "КЖ" беседует с директором Красноярской дорожной библиотеки Людмилой Неверко.

О том, какие книги читают железнодорожники, о юбилее библиотек и о том, как дорпрофсож заботится о духовной пище для детей, корреспондент "КЖ" беседует с директором Красноярской дорожной библиотеки Людмилой Неверко.


- Людмила Витальевна, в этом году книжному ведомству магистрали исполняется 110 лет...

 - Действительно, в мае 1898 года начальник Сибирской железной дороги предложил организовать в своём ведомстве библиотеку и кабинет для чтения.

 На тот момент сама дорога существовала всего несколько лет, так что первый читальный зал магистрали вполне можно считать одним из старейших дорожных предприятий. Первая библиотека была небольшой, умещалась в четыре книжных шкафа и работала всего по 3 - 4 часа в день. Однако уже тогда её посещали несколько сотен читателей-железнодорожников. Поначалу она относилась к красноярским железнодорожным мастерским, затем к ПВРЗ и профсоюзу станции Красноярск. В 1977 - 81 годах все станционные читальни магистрали были объединены в единую централизованную библиотечную систему. С 2007 года эта система входит в состав дирекции социальной сферы КрасЖД.

 

 - Сколько же всего библиотек сегодня на магистрали?


 - Кроме центральной библиотеки Красноярска, у нас есть ещё пятнадцать филиалов (восемь на Красноярском и семь на Абаканском отделении). Среди них - как крупные библиотеки (Иланская, Ачинская, Абаканская), где несколько тысяч читателей и книжные фонды в 20 - 30 тысяч экземпляров, так и относительно небольшие - в Бискамже, Чернореченской, Уяре.

 У каждого филиала есть передвижной фонд - книги, которые мы распространяем по дорожным предприятиям и удалённым станциям. Например, Решотинская библиотека обеспечивает книгами не только депо и конторы своей станции, но также и карабульскую ветку.

 

 - Каким же образом это происходит?


 - Передвижная работа характерна и для многих муниципальных районных библиотек. У них есть даже специальные машины - так называемые "библиобусы", которые, по сути, являются "кочевыми" библиотечками. У нас таких, конечно, нет. Мы развозим литературу на предприятия, а уже там наши добровольные помощники её распространяют среди рабочих. Всего у нас более двадцати таких "общественных библиотекарей", которые абсолютно безвозмездно нам помогают.

 Наш главный плюс в сравнении с "муниципалами" - регулярная обновляемость книжного фонда. В библиотечном деле даже есть такой стандарт: если новые книги не поступают в течение пары лет, ваша библиотека превращается в запылённый склад. К сожалению, в стандартной муниципальной библиотеке чаще всего дела обстоят именно так. Мы же получаем за год 6 - 7 тысяч экземпляров новых книг. Каждая библиотека выписывает в среднем 40 - 50 периодических изданий. А совокупный книжный фонд красноярских дорожных библиотек насчитывает 250 тысяч экземпляров. Это вдвое больше знаменитой Юдинской библиотеки.

 

 - И какие книги чаще всего берут почитать железнодорожники?


 - Три кита массовой литературы - детектив, фантастика и женский роман - популярны и среди наших читателей. В десятке самых читаемых авторов прошлого года сплошь знакомые имена: Маринина, Бушков, Андреева. Однако можно отметить, что наш читатель не забывает и классику, и современную серьёзную литературу.

 Мы ведём анализ читательских запросов. Если какое-то издание часто спрашивают, а у нас его нет, обязательно заказываем у соответствующего издательства. Хотя обычно в наших фондах можно найти весь ассортимент крупного книжного магазина. Есть и настоящие раритеты, в том числе букинистические, - книги, которым полторы сотни лет и более.

 

 - А сколько всего читателей у красноярских дорожных библиотек?


 - Около 25 тысяч человек (из них более 22 тысяч - железнодорожники). Каждый второй работник магистрали - наш читатель. Это один из лучших показателей на сети дорог. Правда, большинство - люди среднего и пожилого возраста. Молодёжь, к сожалению, читать стала меньше. Поэтому мы уделяем особое внимание работе с подрастающим поколением. У нас около семи тысяч юных посетителей. Каждый год в фонд поступает свыше двух тысяч детских книг. В этом году впервые дорпрофсож выделил сто тысяч рублей на комплектование библиотек в дорожных лагерях "Восток" и "Салют".

 

 Даже в трудные девяностые годы мы сумели сохранить всю дорожную библиотечную сеть. Но всё же опасность закрытия отдельных филиалов продолжает существовать и сейчас. Семь дорожных библиотек находятся в муниципальных помещениях, и для них это вполне реальная перспектива. Возможность самостоятельно заработать хотя бы на оплату аренды мала: все "книжные" услуги (плата за прокат, ксерокопирование и т.д.) даже в крупнейших библиотеках приносят мизерный доход. Приходится договариваться с главами администраций, чтобы с нас не брали плату за аренду. Обычно это удаётся сделать, однако, по сути, мы зависим от воли чиновников.

Очевидно, что сокращение сети библиотек - не выход. Если мы закроем свой филиал, скажем, в Тагуле, Саянской или Бискамже (где других библиотек просто нет), то лишим жителей возможности чувствовать себя полноценными людьми, утолять свой духовный голод. Если мы хотим сохранить позиции в области информатизации, то должны обеспечить гарантии сохранения библиотечной сети магистрали.


ДОСЬЕ "КЖ"

Неверко Людмила Витальевна родилась в Красноярске.

Окончила Кемеровский государственный институт культуры по специальности "библиотекарь-библиограф высшей категории". В Красноярской дорожной библиотеке работает с 1979 года (с 1990 года в должности её директора).

Увлекается автомобилизмом, рукоделием и чтением. Любимые авторы - Улицкая, Булгаков, Ремарк.

Сын Артём учится в КрИЖТе по специальности "вагонное хозяйство".

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31