26 мая 2020 22:53

26 мая 2020 22:53

Евгений Савченко: Миссия института - научить думать

Мысль о необходимости соотносить образовательные технологии с производственными потребностями звучит в последнее время на самых крупных дискуссионных площадках страны, будь то V КЭФ или форум "1520". Как и рассуждения о том, что в глобальной конкуренции побеждают те, кому удалось привлечь молодые талантливые кадры, создав "оранжереи", где они смогут вызревать. О том, как и чему в Красноярском институте железнодорожного транспорта учат будущих работников магистрали, мы побеседовали с директором института Евгением Савченко.

Как дипломные проекты выпускников КрИЖТа помогают решать проблемы магистрали.


ФОТО ВСЕВОЛОДА НИКИТИНА

Мысль о необходимости соотносить образовательные технологии с производственными потребностями звучит в последнее время на самых крупных дискуссионных площадках страны, будь то V КЭФ или форум "1520". Как и рассуждения о том, что в глобальной конкуренции побеждают те, кому удалось привлечь молодые талантливые кадры, создав "оранжереи", где они смогут вызревать. О том, как и чему в Красноярском институте железнодорожного транспорта учат будущих работников магистрали, мы побеседовали с директором института Евгением Савченко.

 

 - Российским железным дорогам сегодня нужна креативная молодёжь, способная генерировать идеи и, оценивая их КПД, применять на практике. С этой целью проводятся такие мероприятия, как первый региональный слёт молодёжи, который состоится на нашей дороге в ближайшие дни. А как в вашем институте развивают у будущих железнодорожников эти качества?


 - Миссия института заключается не только в том, чтобы дать специалисту, который придёт работать на магистраль, некий набор знаний, но и в том, чтобы научить его думать самостоятельно и нестандартно, разбираться в любых ситуациях, принимать ответственные решения. Интересных площадок, на которых можно отрабатывать эти качества, немало.

 

 - Не так давно в КрИЖТе состоялась научно-техническая конференция. По уровню представленных там работ можно отчасти судить о том интеллектуальном потенциале, которым обладает сегодня институт?


 - Конечно. На конференции работали шесть секций и были презентованы 100 докладов студентов и преподавателей. Большая их часть - это, по сути, варианты решения проблем, которые существуют на дороге. Защита устройств СЦБ от грозовых разрядов, использование безбумажных технологий продвижения поездов по участкам дороги - перечислять можно долго. Пусть не все предложения будут внедрены, но тот факт, что студенты и преподаватели ведут такую работу, уже многое значит.

 

 - Близится защита дипломных проектов. В этом году в компании впервые принято решение отметить лучшие работы, темы которых актуальны для сети дорог...


 - Как раз в день открытия форума у нас начнётся итоговая аттестация выпускников техникума. Одиннадцати студентам предоставлены гранты на разработку дипломных проектов по заданию Красноярской магистрали.

 Среди них - Павел Яковлев, работающий над проектом реконструкции контактной сети восточной горловины станции Уяр, Надежда Паламарчук, которая проводит анализ повреждаемости тяговых подстанций, Людмила Бакун - она занимается внедрением новых цифровых устройств в средствах связи. Очень интересная тема у Романа Тележко - он исследует возможность увеличения количества подготовки цистерн под погрузку на промывочно-пропарочной станции Новая Еловка...

 

 - Получается, что темы увязаны не только с решением проблем магистрали, но и с реализацией крупных экономических программ в крае?


 - И обширная география (представлены оба отделения дороги), и соответствие тем промышленным преобразованиям, которые идут в крае, - в дипломных проектах всё это увязано. В свете реализации программы развития Нижнего Приангарья для дороги стратегически важным становится участок Решоты - Карабула. Наш студент-дипломник Евгений Коростиков проводит расчёты по увеличению пропускной способности этого участка. Роман Самков и Андрей Фастович готовят проект по улучшению организации ремонта локомотивов в депо на станции Решоты. И развитие южного хода дороги отражено: Ольга Герасимова разрабатывает проект модернизации и дооснащения пункта подготовки вагонов к перевозкам на станции Саянская, а Светлана Дурасова принимает участие в разработке постоянно действующей двухсторонней двухпутной числовой кодовой автоблокировки на перегоне Бискамжа - Балыксу.

 

 - Для студентов, получающих в КрИЖТе высшее образование, самая острая проблема - "транзитное" обучение. Когда пятикурсники тоже смогут защищать свои дипломы в Красноярске, а не в Иркутске?


 - Будущие энергетики - уже в следующем учебном году. Соответствующее разрешение мы получили. Для других специальностей предстоит в течение трёх - четырёх лет подготовить соответствующим образом преподавательский состав: КрИЖТу нужна научная "остепенённость" не ниже 61%. С преподавателями общественных дисциплин этот вопрос решается на уровне города. Несколько сложнее с профессиональными дисциплинами. Здесь город нам ничем не поможет, нужно растить свои кадры.

 

 - За три года успеете?


 - В прошедшем году был создан сектор аспирантуры, где сегодня обучаются 24 человека. Есть талантливые аспиранты, уже поработавшие на производстве, из которых могут получиться перспективные преподаватели. Девять аспирантов - преподаватели техникума.

 

 - Разрабатывается проект кампуса для студентов КрИЖТа, где он будет располагаться?


 - На улице Ленинградской в Студгородке. Красноярскжелдорпроект уже подготовил эскизную разработку архитектурного решения. Новый комплекс будет включать в себя лаборатории, спортивные объекты, научную библиотеку, комфортабельное общежитие на 600 мест. Теперь необходимо получить разрешение на отвод земли (предварительные переговоры уже состоялись). Мы располагаем 2,5 тысячами квадратных метров, но для строительства нужно более десяти. И, конечно, без инвестиционной поддержки не обойтись. Надеемся, что Министерство транспорта России, руководство ИрГУПСа и, главное, Красноярской железной дороги будут содействовать в решении этого вопроса.

 А пока будем модернизировать те площади, которыми располагаем. В сентябре откроет свои двери новая библиотека с читальным залом на 120 мест в главном корпусе техникума...

 

 - Чтобы качественно обучать студентов, необходимо развивать и лабораторную базу?


 - В начале мая в институте побывал главный инженер дороги Иван Регер вместе с руководителями служб магистрали. Мы подписали совместное соглашение о поставке новой техники для укрепления лабораторной базы КрИЖТа. Без помощи дороги нам не обойтись. Студентов надо учить на современном оборудовании, а не на моделях 60-х годов. Это основа нормального обучения.

 Кроме того, мы в этом году более 5 млн. рублей потратим на стенды, с помощью которых студенты будут проводить лабораторные исследования.

 

 - Какие перемены в жизни вуза, произошедшие за последнее время, вы считаете самыми значимыми?


 - Это был первый учебный год, который вуз и техникум отработали в одной связке после объединения. Мы выросли количественно и, надеюсь, качественно. Теперь в структуре КрИЖТа 6 тысяч обучающихся.

 У нас ведётся подготовка будущих рабочих, специалистов среднего и высшего звена; повышают квалификацию инженеры и техники магистрали. После объединения стала возможной реализация системы многоуровневого непрерывного профессионального образования для специалистов железнодорожного транспорта.

Если говорить о взаимодействии вуза и техникума, то здесь, я считаю, нельзя допустить деления на "старшего" и "младшего" брата. Кроме того, не должны "вымываться" традиции, сложившиеся в техникуме за более чем вековую его историю.

Мария Кузнецова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31