30 мая 2020 12:35

30 мая 2020 12:35

Испанская стрела и путь в космос


По территории этой страны проходят две самые крупные дороги мира настоящего и прошлого - Транссиб и Великий шёлковый путь.

Проводников на работу в Talgo берут по жесточайшему конкурсу
Именно эту "заграницу" наши соотечественники посещают чаще всего - более десяти миллионов российских граждан выезжают туда ежегодно. Правда, обычно не как туристы, а проездом - из Москвы в Красноярск или из Иркутска в Сочи. Это одна из немногих стран мира, где рубль является свободно конвертируемой валютой, а русский знают все.
Проводников на работу в Talgo берут по жесточайшему конкурсуПо территории этой страны проходят две самые крупные дороги мира настоящего и прошлого - Транссиб и Великий шёлковый путь.
Именно эту "заграницу" наши соотечественники посещают чаще всего - более десяти миллионов российских граждан выезжают туда ежегодно. Правда, обычно не как туристы, а проездом - из Москвы в Красноярск или из Иркутска в Сочи. Это одна из немногих стран мира, где рубль является свободно конвертируемой валютой, а русский знают все. Это - Казахстан.

Засекреченная колея

Из железных дорог Советского Союза Казахская была самой протяжённой - общая длина её путей превышала четырнадцать тысяч километров. Именно по бескрайним степным просторам Казахстана прошла одна из первых всесоюзных строек - Турксиб, соединивший Среднюю Азию с Сибирью. Новые тысячи километров пути были проложены здесь после войны, когда началось освоение целины и разработка угольных и рудных месторождений Караганды и Экибастуза. Прокладывать железную дорогу здесь было просто - в степи не нужны тоннели и сложные по конструкции виадуки. Считается, что железные дороги в этой стране самые прямые в мире. На границе с Узбекистаном находится уникальный перегон Устюрт - трёхсоткилометровый участок без единого поворота.
Если строить дороги в Казахстане было легко, то эксплуатировать - гораздо труднее. Перепад температур за сутки здесь иногда достигает умопомрачительных величин. На том же плато Устюрт днём может стоять жара в сорок с лишним градусов, а ночью ударить заморозок.

Зимой высота снежного покрова часто превышает человеческий рост. В таких случаях на перегонах впереди состава раньше пускали специальный паровоз, который одновременно и растапливал, и продавливал снежный занос. Скорость движения поезда, впрочем, всё равно редко доходила до тридцати километров в час.
Несмотря на эти трудности, работа железнодорожника всегда считалась здесь престижной. В отличие от среднеазиатских народов, которые поначалу восприняли железную дорогу как некое дьявольское сооружение (отчего и пошло название "шайтан-арба"), казахи относились к "железке" доброжелательно и с интересом. В начале ХХ века между кочевыми племенами даже шла борьба за право проложить дорогу по своей территории. Придорожные станции становились центрами торговли, вокруг них вырастали поселения и целые города.

Неудивительно, что самая известная "железнодорожная" книга ХХ века была написана именно о казахской дороге. Это роман Чингиза Айтматова "Буранный полустанок" - один из главных бестселлеров советской эпохи. Не существующий в реальности разъезд Боранлы (Буранный) автор поместил где-то на перегоне Оренбург - Ташкент, в Южном Казахстане. В этом же регионе находится другой объект, не менее легендарный, однако существующий на самом деле. Это уникальная разборная железная дорога - единственный путь на Байконур. О существовании этого пути долгое время не знали даже жители области, не говоря уже о большинстве граждан СССР. Засекреченная дорога длиною в двести километров обычно находилась в частично разобранном состоянии. Таковы были требования безопасности - никто не должен был, даже теоретически, приблизиться к главному советскому космодрому. Лишь в момент, когда нужно было завезти груз для очередного космического запуска, дорогу приводили в рабочее состояние. Несколько дней она исправно функционировала, а затем снова превращалась в непримечательный с виду тупичок.

В Астану на Talgo
 
Современность казахской железной дороги (Казахстан темир жолы) не менее интересна и, временами, столь же мифологична.
Главной гордостью считается поезд Алма-Ата - Астана, носящий торжественный номер 001. Подобно нашей "Красной стреле" он курсирует между двумя столицами. В народе его называют "Испанский поезд", потому что он составлен из вагонов производства испанской фирмы Talgo.

На железнодорожных просторах СНГ этот поезд один из самых высокотехнологичных. Достаточно указать хотя бы на то, что если обычный пассажирский состав проходит путь от Алма-Аты до Астаны за 27 часов, то экспресс 001 укладывается всего в 15. В семь вечера садишься на поезд в Алма-Ате, в предгорьях Тянь-Шаня, неподалёку от курортного Иссык-Куля и субтропиков Ферганы, а в восемь утра ты уже в Астане, в знаменитых казахских степях и совсем рядом с Россией.
Снаружи "испанская стрела" напоминает нашу красноярскую экспресс-электричку - такая же обтекаемая, с большими окнами. На входе в вагон пассажиров встречает реклама российского города Елабуги (!). Желающие могут узнать из текста, что это древний город с традициями и устоями... Хотя в итоге так и не понятно, почему же именно этот населённый пункт решили пиарить в тамбуре казахского поезда. Довершает впечатление стереоскопический портрет Минтимера Шаймиева - он сверкает и переливается на стене подобно персонажу мистического триллера.

В поезде есть купе на четыре места и на два (такие же по размеру, но с душем). На вид каждое купе кажется шире обычного (за счёт того, что постель целиком убирается в стену, превращаясь в широкий диван). Вместо наших титанов для кипятка в каждом вагоне стоят кулеры.
Ещё до отправления поезда пассажиры несутся в вагон-ресторан, и часто случается, что уже в начале пути там нет ни единого свободного места. В "испанской стреле" вдобавок к ресторану сделали ещё и специальный вагон-бар, в котором на всю длину вагона установлена барная стойка.

Экспресс несётся по степи со скоростью больше сотни километров. Если русский поезд обычно "скачет" в ритме 8/8, с четырьмя ударными долями, словно галопирующий конь, то испанский экспресс едет слишком быстро, и каждая пара ударов у него сливается, из-за чего он сбивается на 2/4 и по звуку схож с марширующим роботом. Из-за скорости его сильно качает, так что невозможно ни читать, ни писать, ни, тем более, донести до рта, не пролив, чашку чая.
Отдельная гордость Talgo - туалеты, где всегда есть жидкое мыло и бумажные салфетки и даже... пневматический смыв! Кроме всего прочего в туалете обнаружились журнальчики и освежитель воздуха "Елабуга" (так вот в чём было дело).

Вернёмся в купе. Температуру в нём можно регулировать с помощью специального устройства, однако это почему-то запрещено. Вместо столиков в каждом купе у окна расположен умывальник - что на самом деле чрезвычайно неудобно: ничего нельзя положить. Тем более он имеет привычку капризно фырчать, брызгать во все стороны, а вода в нём подаётся по фиксированному времени - две минуты.
Есть и другие минусы. Например, багажные места чрезвычайно малы - в них с трудом можно запихать обычный чемодан. Европейские конструкторы, видимо, не подозревали о существовании клетчатых баулов, которые так любят наши путешественники. Во всём вагоне не открываются окна. Купе закрываются с помощью магнитного замка. Вытаскивающиеся раскладные столики, во-первых, не раскладываются, во-вторых, непонятно, как ими пользоваться в вагонной качке. Но в целом испанское купе уютно и приятно на вид. Всего в вагоне пять таких купе на двадцать посадочных мест. И проводников на работу в Talgo берут по жесточайшему конкурсу.

 
Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31