Картина имеет длину 942 метра, и создание её связано со строительством Транссибирской магистрали от Урала до Тихого океана. Павел Пясецкий работал над ней с 1894 по 1903 год.
"/> 942 метра истории Транссиба | Красноярский железнодорожник | Газета от 20071207 | 0 полоса
27 мая 2020 00:23

27 мая 2020 00:23

942 метра истории Транссиба


Врач и путешественник, литератор и художник Павел Пясецкий прославился в России и за рубежом своими картинами-панорамами.

Уникальный памятник культуры хранится в запасниках Эрмитажа
Из более чем полутора десятков панорам самая знаменитая - "Великий Сибирский путь".
Картина имеет длину 942 метра, и создание её связано со строительством Транссибирской магистрали от Урала до Тихого океана. Павел Пясецкий работал над ней с 1894 по 1903 год.
Уникальный памятник культуры хранится в запасниках ЭрмитажаВрач и путешественник, литератор и художник Павел Пясецкий прославился в России и за рубежом своими картинами-панорамами. Из более чем полутора десятков панорам самая знаменитая - "Великий Сибирский путь".

Картина имеет длину 942 метра, и создание её связано со строительством Транссибирской магистрали от Урала до Тихого океана. Павел Пясецкий работал над ней с 1894 по 1903 год.
С просьбой написать акварельную картину-панораму "Великий Сибирский путь" к художнику обратились железнодорожники. В договорных документах оговаривалось, что законченная работа должна иметь вид непрерывной картины-ленты шириной не менее три четверти аршина, быть исполненной акварельными красками, а также назывались пункты местности для зарисовки.

Первая часть картины длиной 250 аршин от Самары до Каинска была готова и представлена на суд железнодорожного начальства. К качеству работы претензий не было, а вот с ценой вышли разногласия. 18 тысяч 500 рублей руководству показались дорогой ценой, и с художником решили не заключать нового договора.
Но картину увидел председатель комитета по сооружению Сибирской железной дороги император Николай Второй. Творение художника ему понравилось, и он пожелал, чтобы работа была продолжена. Последовало высочайшее распоряжение министру путей сообщения и министру финансов. Это совпало с известием, что в апреле 1900 года в Париже откроется Всемирная выставка, об участии в которой Россия уже заявила. Император пожелал, чтобы панорама "Великий Сибирский путь" демонстрировалась в столице Франции. Художнику был выделен специальный вагон-мастерская и двухосный вагон для отдыха и сна...

Вагон Пясецкого с надписью: "Мастерская художника" мелькал на огромном рельсовом пути Транссиба. К концу 1899 года масштабное полотно было закончено, но без Уссурийского участка. Работу над этой частью художник завершил в 1903 году.
Впечатляющая своими размерами картина-панорама даёт возможность видеть, как выглядела Сибирь более века назад. Станции Челябинск, Курган, Омск, Обь и село Кривощеково (ныне город Новосибирск), Томск, Тайга, Мариинск, Красноярск, Иркутск, Чита, Маньчжурия, Харбин, Владивосток, а с ними таёжные просторы и дикие степи, горы, строящиеся посёлки, вокзалы, мосты через реки Тобол, Иртыш, Обь, Енисей, Кан, Китой, Селенгу, Сунгари, тоннели - всё это можно увидеть на картине Павла Пясецкого.

В апреле 1900 года панорама в 1285 аршин демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже. Успех был огромным. Члены жюри отметили её золотой медалью, а создатель полотна был награждён французским орденом Почетного легиона. Получил награды Павел Пясецкий и в России.
Министр путей сообщения князь Михаил Хилков в письме к Николаю Второму подчеркнул, что поскольку Транссибирская дорога была предметом особой заботы его августейшего родителя, то справедливо будет, если картина станет собственностью Русского музея императора Александра Третьего.
Художественное творение мастера сегодня находится в запасниках Эрмитажа. После завершения реставрации "Великий Сибирский путь" предстанет перед зрителем.

 
Игорь Венецианов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31