"/> Горький путь Алексея Пешкова | Красноярский железнодорожник | Газета от 20080606 | 15 полоса
31 мая 2020 02:33

31 мая 2020 02:33

Горький путь Алексея Пешкова

В этом номере "КЖ" открывает новую рубрику: зарисовки о знаменитостях, работавших когда-либо на железной дороге. Просто невероятно, насколько велико число известных людей, которых жизненный путь в своё время приводил на "железку". Это и литературные мэтры (Франц Кафка и Михаил Булгаков, например), и кинорежиссёры (Федерико Феллини и Бернардо Бертолуччи), политики, революционеры и многие-многие другие. Откроет же нашу галерею железнодорожных знаменитостей классик отечественной литературы Максим Горький.

Именно на железной дороге Максим Горький свёл знакомство с нелегальным народническим кружком, определившим его политические взгляды.

В этом номере "КЖ" открывает новую рубрику: зарисовки о знаменитостях, работавших когда-либо на железной дороге. Просто невероятно, насколько велико число известных людей, которых жизненный путь в своё время приводил на "железку". Это и литературные мэтры (Франц Кафка и Михаил Булгаков, например), и кинорежиссёры (Федерико Феллини и Бернардо Бертолуччи), политики, революционеры и многие-многие другие. Откроет же нашу галерею железнодорожных знаменитостей классик отечественной литературы Максим Горький.


На транспорт будущий писатель попал случайно. Было это в 1888 году, когда Алексею Пешкову исполнилось ровно двадцать. О литературной карьере он ещё не помышлял, но к тому времени за его плечами уже было несколько лет самостоятельной жизни "в людях". Добывать пропитание необразованному молодому человеку приходилось, в основном, нанимаясь на низкоквалифицированную работу. За несколько лет он сменил более десятка профессий.

 

 Лето 1888 года Алексей провёл в рыболовной артели на Каспийском море. С наступлением осени сезон завершился, артель распалась. Зимой Пешков появился в Царицыне (нынешнем Волгограде), где и увидел объявление о приёме разнорабочих на железную дорогу. Работникам предоставляли жильё и разрешали бесплатно передвигаться на поездах. Последний довод оказался решающим - Алексей Пешков был зачислен ночным сторожем погрузочного двора на станцию Добринка.

 

 Станция эта ныне относится к Юго-Восточной железной дороге и располагается в пределах одноимённого райцентра Липецкой области. Во времена Горького она пролегала в границах Тамбовской губернии и относилась к Грязе-Царицынской дороге. На этой ветке было целых две станции с названием Грязи, а ещё водились Дрязги и полустанок Пьяный Клин.

 Основным населением посёлка Добринка были казаки. Железной дорогой они пользовались мало, но считали своим законным правом устраивать на станционные склады набеги. В штате погрузочного двора числились три сторожа, а весь арсенал вооружений состоял из одной неисправной винтовки со штыком. Те, кому не доставалось оружия, ходили на работу с обычной палкой.

 Дежурная смена у Пешкова продолжалась двенадцать часов - с шести вечера до шести утра. Но днём он тоже не сидел без дела. Кухарка начальника станции Маремьяна заставляла "отрабатывать харчи": выносить помои, колоть и таскать дрова, чистить посуду, топить печь и выполнять другую работу.

 

 Сам начальник станции Африкан Петровский по вечерам устраивал в своём доме salon. Пешков присутствовал на этих вечерах в качестве "музыкального сопровождения". Он обладал красивым голосом и знал много русских песен. На дежурство после таких вечеринок выходил с опозданием, отшагивал всю ночь вокруг пакгауза, а утром его уже ждала Маремьяна с новым заданием.

 После пары месяцев такой жизни Горький, хотя и научился спать урывками, по пятнадцать - двадцать минут, всё же понял, что долго так не протянет.

 Он написал прошение в управление Борисоглебского отделения Грязе-Царицынской железной дороги о переводе на другое место. Для того чтобы прошение не затерялось, будущий писатель составил его в стихах. Это был один из его первых литературных опытов. К сожалению, он не сохранился.

 

 Стихотворных докладов в Борисоглебске дотоле не видывали (ход был придуман удачно), потому прошение было прочитано и даже водружено в конторе на стенку. Резолюция начальства оказалась положительной: "Перевести сторожа А. Пешкова на товарную станцию Борисоглебск и возложить на него заведывание мётлами, мешками и брезентами".

 В Борисоглебске Пешков проработал до весны 1889 года и после успел ещё послужить на станции Крутая Волго-Донской ветки. Станция эта сегодня находится в городской черте Волгограда и носит имя писателя.

 В общей сложности на железной дороге Горький проработал около года. Именно здесь он свёл знакомство с нелегальным народническим кружком, во многом определившим его политические взгляды. По мотивам этого периода своей жизни он написал несколько рассказов (в том числе "Сторож" и "Книга").

 

 Закончилась его железнодорожная карьера вызовом в армию. В солдаты его, правда, не взяли, и будущий писатель продолжил "хождение в люди", побывав более чем в пятнадцати губерниях страны.

По железной дороге он по старой привычке ездил бесплатно, забираясь в пустые товарные вагоны. Вместе с ним путешествовала сложенная вдвое кипа бумажных листков - первые наброски будущих рассказов.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31