01 июня 2020 03:01

01 июня 2020 03:01

Как "Марфа" скалу пробивала

Сбойка Крольского тоннеля на участке Абакан - Тайшет стала знаковым событием для всей транспортной системы страны. Впервые в истории Российских железных дорог тоннель был пройден механизированным щитовым способом при помощи современного машинного комплекса LOVAT. Действие разворачивалось на грани реальности и фантастики. Мистицизма ситуации добавлял саундтрек из фильма "Матрица". Несмотря на громкую музыку, было слышно, как о последние сантиметры породы скребётся щит "Марфы". Каждый новый оборот толпа встречала криками и свистом. Кто-то пошутил: "Кажется, сквозняк начался!" Внезапно поднялас

Сбойка Крольского тоннеля на участке Абакан - Тайшет стала знаковым событием для всей транспортной системы страны. Впервые в истории Российских железных дорог тоннель был пройден механизированным щитовым способом при помощи современного машинного комплекса LOVAT.


На проходку тоннеля длиной 2253 метра "Марфе" (по старой традиции проходческим комплексам принято давать женские имена) потребовалось более двух лет.

 Хотя при проектировании планировали справиться за год. Но предварительная разведка не совпала с реальной картиной. Сложная гидрогеология создавала проходчикам препятствия практически через каждые сто метров. Когда тоннельщики прошли половину пути, на них обрушился настоящий потоп. Внезапный поток воды - 350 кубических метров в час (ожидалось всего 40) - в буквальном смысле затопил тоннелепроходческий комплекс и остановил работу на два месяца.

 Но это время проходчики не теряли даром - была спроектирована и установлена автоматизированная система водоотлива, которая позволила продолжить работу. Теперь, после завершения проходки, чтобы убрать воду, рядом с тоннелем ещё предстоит проложить штольню.

 В итоге средняя выработка составила 150 метров в месяц. В строительство Крольского тоннеля было вложено более 6 миллиардов рублей, а всего до 2010 года Красноярская железная дорога инвестирует почти 23 миллиарда в строительство и реконструкцию тоннелей южного хода.

 Но игра стоит свеч: даже такие затратные проекты обещают окупиться и принести в будущем ощутимую прибыль.

 

 Как отметил заместитель начальника дороги по путевому хозяйству Владимир Леопа, в сложившихся условиях "мы должны идти на несколько шагов вперёд и опережать рост экономики".

 Иными словами, строительство новых и реконструкция старых тоннелей обусловлены грядущим резким скачком грузопотока. Ведь экономика страны и края набирает обороты. Кроме того, активно начал развиваться транспортный коридор Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел, а уже в следующем году должно начаться строительство дороги на Кызыл.

 На торжественную сбойку на восточном портале тоннеля 30 мая собралось более полутысячи гостей: работники тоннельного отряда №18 ОАО "Бамтоннельстрой", железнодорожники, местные власти. Многие взяли с собой детей.

 

 Руководитель отряда Анатолий Мороз дал команду запустить LOVAT. Оставался последний метр...

alt

Далее действие разворачивалось на грани реальности и фантастики. Мистицизма ситуации добавлял саундтрек из фильма "Матрица". Несмотря на громкую музыку, было слышно, как о последние сантиметры породы скребётся щит "Марфы".

 Каждый новый оборот толпа встречала криками и свистом. Кто-то пошутил: "Кажется, сквозняк начался!" Внезапно поднялась пыльная "буря". Значит, скоро Марфа покажет своё внушительное лицо. И действительно, через несколько минут последняя бетонная прокладка рухнула под напором 85-метрового "червя". Диск диаметром 9,5 метра ещё некоторое время вхолостую вращался на радость зрителям.

 

 Пока счастливые рабочие разливали шампанское в каски, президент канадской компании "LOVAT" Рик Ловат безостановочно хлопал в ладоши, делясь своими эмоциями с корреспондентом "КЖ":

 - Сегодня на свет появилась совершенно другая машина. В процессе работы российские специалисты смогли усовершенствовать её до идеального состояния. А вообще лицо "Марфы" я не видел уже два с половиной года. Это был, безусловно, героический труд. По сложности работы я могу сравнить данный проект только ещё с одним, когда тоннелем под рекой мы "объединяли" Канаду и США...

 Юрий Прокаев, генеральный директор ОАО "Бамтоннельстрой" (с этой компанией Красноярская дорога сотрудничает уже более 20 лет), тоже полон оптимизма:

 - Мы были уверены, что дойдём до конца и выйдем на свет "со щитом, а не на щите". Теперь, имея бесценный опыт, мы постараемся сокращать сроки строительства (минимум в два раза)...

 В качестве одного из важнейших плюсов новой технологии специалисты выделяют тот факт, что одновременно с проходкой "червь" "Марфа"-LOVAT производит ещё и отделку сводов тоннеля тюбингами (бетонными кольцами).

 

 Именные часы начальника Красноярской дороги и почётные грамоты рабочим вручил заместитель начальника дороги по путевому хозяйству, депутат краевого Законодательного собрания Владимира Леопа:

 - В тоннеле будет уложен безбалластный путь на железобетонных рамах. Хочется пожелать теперь нашим путейцам, чтобы содержали они его в идеальном состоянии.

После демонтажа "Марфа" отправится совершать новые подвиги. Впереди - Манский тоннель.

Роман Винокуров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30