30 мая 2020 12:33

30 мая 2020 12:33

Чугунная предыстория

В этом году российским железным дорогам исполняется 170 лет. Первый паровоз проехал по маршруту Петербург - Царское Село 30 октября 1837 года.
За полтора с лишним века не одну страницу вписали железнодорожники в общую летопись жизни нашей страны.
К юбилею “стального” вида транспорта “Красноярский железнодорожник” открывает специальную рубрику, в которой мы вспомним наиболее примечательные и интересные моменты его истории.

В этом году российским железным дорогам исполняется 170 лет. Первый паровоз проехал по маршруту Петербург - Царское Село 30 октября 1837 года.
За полтора с лишним века не одну страницу вписали железнодорожники в общую летопись жизни нашей страны.
К юбилею “стального” вида транспорта “Красноярский железнодорожник” открывает специальную рубрику, в которой мы вспомним наиболее примечательные и интересные моменты его истории.


Официальный “день рождения” российских железных дорог празднуется 30 октября, в годовщину открытия дороги между Петербургом и Царским Селом. Однако малоизвестно, что железнодорожная история нашей страны начинается гораздо раньше.

 

ОТ РИМА ДО АНГЛИИ

В широком смысле “железной
дорогой” можно назвать любой рельсовый путь. История этого вида транспорта уходит в глубокую древность. Ведь ещё римляне использовали дороги с глубокими узкими колеями в некоторых горнодобывающих регионах своей империи. Например, до сих пор великолепно сохранились знаменитые колейные дороги на Мальте. Принципы парового двигателя тоже были изобретены ещё в римскую эпоху, хотя и не получили тогда достойного развития.

Но лишь в XVIII веке - в эпоху Просвещения, когда европейская наука сделала тот решительный скачок, который вывел Европу вперёд в мировой технологической гонке (до тех пор всё же лучшей техникой в мире обладали китайцы, изобретатели пороха, бумаги, фарфора и прочих немаловажных вещей) - началась эпоха всеобщего ускорения, в которой паровой двигатель был одним из важнейших козырей.

 

И в России восемнадцатое столетие ознаменовалось постройкой первой - правда, не железной, а чугунной - дороги. Случилось это в 1788 году на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске (город в Петербургской губернии, ныне столица Карелии). Как и долгие века до этого, построенный путь использовался исключительно в качестве подсобного механизма на горно-металлургических производствах. О перевозках на дальние расстояния, тем более пассажирских, тогда и мысли не возникало.

В качестве “двигателя” на этой дороге использовались лошади, а иногда и люди. Именно c этих времён шахтёра начинают рисовать тем измождённым ломовым “бурлаком”, который толкает из глубины шахты гружёную углём или рудой вагонетку. Сейчас такой труд кажется нам абсолютно неприемлемым. По тем же временам подобная технология была весьма продвинутой. Ведь до этого грузы перетаскивали прямо на себе.

 

В промышленно развитой Англии рельсовые пути уже вошли в широкий обиход. Благодаря этому, британцам удалось в короткие сроки сделать свою страну наиболее развитой державой Европы. С другой стороны, высвобождение рабочих рук вызывало там перманентную проблему безработицы. Машинная революция неоднократно приводила к вооружённым восстаниям рабочих. Некоторые повстанцы, к примеру, “луддиты”, обращали свой гнев даже не против работодателей, а конкретно против машин, специально ломая их.

Россия тоже не избежала подобных волнений, которые характеризовались, однако, меньшим размахом за счёт того, что промышленное развитие страны шло медленнее, чем в Западной Европе. Так, и строительство рельсовых путей в стране продолжалось, но гораздо меньшими темпами, чем за рубежом.

 

СИБИРСКИЕ ПЕРВОПРОХОДЦЫ

Первая “длинная” рельсовая дорога была построена в 1806-м, почти через двадцать лет после введения в строй Александровской “чугунки”. Примечательно, что подобная стройка была осуществлена у нас, в Сибири, на территории нынешнего Алтайского края. Наверное, логично, что именно Сибирь, с её гигантскими территориями, впервые стала ареной практического доказательства необходимости железных дорог. “Железка” служила горно-добывающим нуждам и шла от Змеиногорского рудника до Корбалихинского сереброплавильного завода. Сейчас железная дорога не идёт до этих первых “железнодорожных станций” Сибири, утративших своё промышленное значение, но невдалеке, в алтайской степи, шумит оживлённый Турксиб.

 

Там уже недалеко было и до парового двигателя: не конка и не бурлачество, а железная дорога в привычном нам понимании. Первый рельсовый путь на паровой тяге появился в России в 1834. Он был построен в слабозаселённых районах - на Восточном Урале, во владениях известной металлургической династии Демидовых (тоже на сибирских просторах). Нижнетагильский металлургический завод, который обслуживала дорога, дал начало одноименному мегаполису, ныне одному из крупнейших центров Урала.

 

Тем временем в Москве уже задумывались и о качественно новом проекте. На повестке дня стояло создание системы пассажирских перевозок. В Европе (прежде всего в Англии) к началу 1830-х годов пассажирское железнодорожное сообщение уже было достаточно востребовано и прибыльно. Конечно, развитие нового вида транспорта шло не без сложностей - буквально “на ходу” изобретались новые технологии, например, знаменитое строительство железной дороги через громадное болото в Англии. Велась бурная полемика в прессе. В моду вошли “паровые” карикатуры - изображавшие любой процесс, от утренней прогулки до стрижки ногтей, производящийся с помощью громоздких паровых приспособлений.

Император Николай I ещё в 1826 году рассматривал проект строительства пассажирской железнодорожной линии. В 1836 году дело, наконец, пошло.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31