02 июня 2020 13:22

02 июня 2020 13:22

Парень с клюквенного яра

Самому почтенному железнодорожнику станции Уяр исполнилось 94 года. Каждое утро и каждый вечер он совершает пешие прогулки и старается не падать духом. Корреспондент “КЖ” направилась к нему в гости, ожидая увидеть пенсионера за чтением газет. Вместо этого Алексей Развязов, бодро утаптывая хрустящий снежок, спускался с пригорка. Алексей Васильевич к работе привык с раннего детства. И дрова возил на собачьей упряжке, и коров пас. Одиннадцатилетний мальчишка даже снег расчищал на железной дороге.

Самому почтенному железнодорожнику станции Уяр исполнилось 94 года. Каждое утро и каждый вечер он совершает пешие прогулки и старается не падать духом. Корреспондент “КЖ” направилась к нему в гости, ожидая увидеть пенсионера за чтением газет. Вместо этого Алексей Развязов, бодро утаптывая хрустящий снежок, спускался с пригорка.

 

“Чёрный машинист”

Алексей Васильевич к работе привык с раннего детства. И дрова возил на собачьей упряжке, и коров пас. Одиннадцатилетний мальчишка даже снег расчищал на железной дороге.

В 16 лет сговорился с другом и сбежал на заработки в Донбасские шахты. Когда бригадир узнал, что у него на выборе угля работают несовершеннолетние, рассердился и отправил их осваивать более лёгкую специальность: машинист паровоза в шахте. Когда друг потерял ногу, попав в машину, которая черпает породу, Алексей решил, что работу надо менять. И снова попал “на рельсы”.

В армии служил кочегаром в железнодорожных войсках под Могилёвом. На Дальнем Востоке работал на “овечке” (паровозе типа ОВ). Сейчас тот самый паровоз доживает свои дни в музее Владивостока.

 

После демобилизации услышал по радио приказ тогдашнего министра МПС Лазаря Кагановича о том, что нужны молодые специалисты на Восточно-Сибирскую дорогу (КЖД была тогда в её составе). И поехал Алексей Развязов в Боготол, поступать в школу машинистов. Но не успел: экзамены закончились. Начальник отделения сказал ребятам, прибывшим из разных уголков страны: “Не уезжать же вам обратно?! Оставайтесь работать здесь”.

 

“Скороспелый” курсант

Уяр с 1912 до 1970 года назывался станцией Клюквенной. Посёлок постепенно расстраивался. И когда кто-то из жителей Клюквенного первым возвёл дом у самого подножья горы - “у самого яра” - появилось новое название: “Уяр”.

Алексей решил пустить корни в этом посёлке. А в 41-м грянула война. На станции Юрга он окончил офицерскую школу. В те времена всё было просто: 3 месяца учёбы - и ты сержант, поезжай на фронт. Таких “скороспелых” курсантов в шутку называли “инкубаторские”.

 

И снова - на железную дорогу, в 113-ю дивизию. Сибирские парни сражались в Подмосковье. В первые годы был ад настоящий: холод и голод.

- Однажды кружил над нами фашистский разведчик. Моё отделение решило: надо его “срубить”! Самолёт рухнул, а лётчик в стропах парашюта запутался и попытался застрелиться. Мы успели его перехватить. Несмотря на то, что нарушили приказ не сбивать самолёт, нас представили к награде. Если бы мы этого не сделали, разведчик доложил бы своим, и наутро мы бы все погибли, - вспоминает ветеран.

А ещё перед каждым боем наспех писали заявление: “Если сегодня погибну, считайте меня коммунистом”.

 

Герой на платформе

В одном из боёв под Москвой Алексей Развязов получил множественные ранения. Долго лежал в разных госпиталях и в безнадёжном состоянии был отправлен домой. Никто не верил, что выкарабкается.

“Но он жив, и слава Богу! - радуются родные Алексея Васильевича.

После выздоровления принял руководство “Промкомбинатом”. А затем предложили поработать начальником вокзала.

 

В послевоенные годы вагонные кражи были самым частым преступлением на дороге. Однажды Алексею Развязову доложили, что на платформе, гружёной лесом, дремлет неизвестный. Попытались поднять его и увидели на пиджаке звезду Героя Советского Союза. Оказалось, по пути домой у него украли и деньги, и документы. Начальник вокзала нашёл для фронтовика место в проходящем пассажирском поезде.

Сейчас дорожный совет ветеранов планирует оформить альбом с фотографиями и рассказами фронтовика-железнодорожника. Сохранить живую историю для потомков помогут школьники.

Дарья Максименко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30