01 июня 2020 11:41

01 июня 2020 11:41

Эталон безопасности

Осмотрщик вагонов со станции Боготол предотвратил крушение грузового поезда.
Беда могла произойти в канун Нового года, 24 декабря. Но, благодаря профессионализму и многолетнему опыту, Николай Ажаров смог вовремя заметить 70-процентную сквозную трещину длиною 830 миллиметров:
- Этот поезд дальше Боготола бы не выехал, - говорит Николай Валентинович. - Такая трещина - верный сход или - того хуже - крушение. А это означает, что дорога понесла бы многомиллионные убытки. Понимая, что предотвратил ЧП, радуешься и гордишься: Боготол такое не пропускает!

Осмотрщик вагонов со станции Боготол предотвратил крушение грузового поезда.

 

Беда могла произойти в канун Нового года, 24 декабря. Но, благодаря профессионализму и многолетнему опыту, Николай Ажаров смог вовремя заметить 70-процентную сквозную трещину длиною 830 миллиметров:

- Этот поезд дальше Боготола бы не выехал, - говорит Николай Валентинович. - Такая трещина - верный сход или -  того хуже - крушение. А это означает, что дорога понесла бы многомиллионные убытки. Понимая, что предотвратил ЧП, радуешься и гордишься: Боготол такое не пропускает!

 

Начальник Красноярской магистрали Владимир Супрун, подводя итоги года, отметил, что положительная динамика безопасности движения поездов достигается благодаря грамотной и ответственной работе исполнителей на местах:

- Мною принято решение отправить ходатайство на имя президента компании о поощрении Ажарова, проявившего бдительность и принципиальность.

Теперь имя Николая Валентиновича известно не только всем работникам Красноярской магистрали, но и высшему руководящему составу ОАО "РЖД". Президент компании Владимир Якунин на одном из селекторных совещаний привёл Ажарова в пример как эталон безопасности движения и ответственного отношения к работе.

 

ПУТЁВКА ЗА ДЕФЕКТ

Профессия осмотрщика похожа на врачебную практику. Он сродни терапевту: должен находить "болезни" у вагонов и решать: провести амбулаторное лечение (без отцепки) или стационарное (с отцепкой). Чтобы "поставить диагноз" одному вагону, осмотрщику даётся 2,5 минуты летом, и на одну минуту больше зимой. Холодная пора приносит дополнительные сложности: междупутье бывает засыпано снегом, а металл при низких температурах деформируется, проявляя свою капризную сущность.

Перед выходом на смену все рабочие собираются на планёрку. Здесь мастер объясняет, над какими узлами и деталями нужно усилить контроль, сообщает оперативную информацию.

 

Переодевшиеся осмотрщики привычно собирались на первом этаже депо, но на лицах некоторых из них читалось удивление и заинтересованность: "А это что за новые сотрудники?"

Двое неизвестных парней, вызвавших волнения - это корреспонденты "КЖ", решившие своими глазами посмотреть, как работает легендарный осмотрщик Ажаров.

Планёрное совещание началось оперативным сообщением о том, что надрессорная балка с трещиной, обнаруженная Ажаровым, отправлена в Екатеринбург для исследования. А Николая Валентиновича поздравили с путёвкой для всей семьи на Чёрное море. Для него это приятный подарок: самостоятельно он вряд ли решился бы на такую поездку.

 

СНАРУЖИ ХОЛОДНО, ВНУТРИ ЖАРКО

Ночная смена приняла эстафету. Пока идём до тепляка, я спрашиваю у Ажарова, сколько всего дефектов он нашёл за время работы:

- Я уже 15 лет работаю осмотрщиком и сколько трещин нашёл, сейчас вспомнить не смогу. Если брать крупные примеры, то лет пять назад обнаружил колесо, лопнувшее пополам! А случаев, когда без отцепки вагона шплинт или колодку приходится заменять, вообще не перечесть.

В чётный парк, где нам предстоит сегодня работать, прибыл состав. Мы взяли в руки главные рабочие инструменты - молоток осмотрщика, фонарь и мел (атрибут, появившийся в арсенале "вагонников" не так давно).

 

Вагоны в парке освещены мощными прожекторами, как модели на подиуме. Когда подходишь к первому вагону, поражаешься его конструкции.

- У каждого вагона существует 12 позиций осмотра, - даёт  инструктаж Николай Валентинович, - а вообще мы несём ответственность за весь вагон. Если, предположим, у вагона отвалилась крыша - виноват осмотрщик. Не доглядел. Вам, наверное, тяжело будет с первого раза всё запомнить. За долгое время у меня уже выработалась профессиональная интуиция: смотрю на деталь и чувствую: что-то не в порядке. Иногда ошибаюсь, но лучше не полениться и лишний раз проверить.

Угнаться за опытным Ажаровым оказалось не так-то просто. Пока я проверяю состояние обода, автосцепки и буксы, он уже переходит к осмотру следующего вагона. Вдруг Николай Валентинович замер возле одной из колёсных пар. Тут я, наконец, с ним поравнялся и поинтересовался, в чём дело.

 

- Кажется, тут трещина, придётся отцеплять вагон...

Я смог разглядеть восьмидесятимиллиметровую полоску в чуть ржавом металле только с третьего раза. "Чтобы так работать, нужно иметь особое чутьё и натренированный многолетним опытом глаз", - подумал я и пожаловался напарнику:

- Холодно как-то на улице...

- Снаружи холодно, а внутри жарко, - отвечает с улыбкой Ажаров.

Николай Валентинович снял шапку. Мокрые взъерошенные волосы смотрели во все стороны света, а пот тонкими струйками стекал по вискам.

 

Глядя на него, я убедился в правоте фразы: "Работа осмотрщика - это не только предельная концентрация внимания, но и тяжёлый физический труд". В доказательство только одна цифра: за одну смену каждый осмотрщик, чтобы проверить вагоны снизу, должен присесть более 1000 раз.

Осмотр поезда закончен, и мы пошли в тепляк. Там за кружкой горячего чая читали "КЖ" - это любимое занятие осмотрщиков в перерывах между работой. Но долго отдыхать не приходится, поезда идут один за одним.

Может быть когда-нибудь, на нашей дороге, по аналогии с советскими Стахановцами, появиться трудовое движение Ажаровцев?

 

ДОСЬЕ "КЖ"

Николай Валентинович Ажаров родился в 1959 году в селе Пузаново Тюхтетского района Красноярского края. Получил среднее образование. Работать начал в 1977 году. С марта 1990-го принят на работу в вагонное депо Боготол учеником слесаря, после чего постоянно повышал квалификационный уровень. Уже с апреля 1990 года работал слесарем 2-го разряда, а с ноября 1997-го и по настоящее время работает осмотрщиком-ремонтником ПТО Боготол 5-го разряда.

Николай Ажаров получил 25 благодарностей и денежных премий от руководства депо за добросовестное отношение к работе, в том числе 17 денежных премий за обнаружение трудновыявляемых дефектов в вагонах.

Роман Винокуров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30