02 июня 2020 00:51

02 июня 2020 00:51

Трудно быть первым

Накануне Нового года корреспондент «Красноярского железнодорожника» прошла 28 километров на лыжах по «тропе ветеранов».
Станция Кача. Из электрички выходят пять человек с лыжами, среди них - корреспондент «КЖ». Наша задача - проторить лыжню, тем самым подготовив «рельсы» для предстоящего забега ветеранов на трассе Кача - Дивногорск.
Встречный местный житель спрашивает:
- Вы до Дивногорска? Не дойдёте! Снег по пояс. И медведь-шатун бродит.
Мне стало страшно. Правда, с такой «группой поддержки» - хоть в разведку.

Накануне Нового года корреспондент «Красноярского железнодорожника» прошла 28 километров на лыжах по «тропе ветеранов».

 

«РЕЛЬСЫ» ДЛЯ ЛЫЖ

Станция Кача. Из электрички выходят пять человек с лыжами, среди них - корреспондент «КЖ». Наша задача - проторить лыжню, тем самым подготовив  «рельсы» для предстоящего забега ветеранов на трассе Кача - Дивногорск.

Встречный местный житель спрашивает:

- Вы до Дивногорска? Не дойдёте! Снег по пояс. И медведь-шатун бродит.

Мне стало страшно. Правда, с такой «группой поддержки» - хоть в разведку.

 

- На лыжах стоишь? - поинтересовался Пётр Григорьев, инструктор по спорту Красноярского локомотивного депо.

-  Ну-у... - неуверенно протянула я, вспомнив школьные занятия в секции биатлона. Эх, знала бы во что ввязывалась...

Тропы не было! Вокруг расстилались пухлые сугробы. К тому же быстро наступали сумерки, и морозец пощипывал. Впереди на широких лыжах шёл «топтун» - человек прокладывающий лыжню. Александр Георгиевич, наш «первопроходец» - давний друг железнодорожников, ему эта трасса знакома с 1980 года. За ним Олег Фёдорович, технолог колёсно-роликового цеха, потом Наташа - жена машиниста, следом корреспондент «КЖ». Замыкал процессию инструктор по физической культуре локомотивного депо.

- Сколько до домика?

- Километров десять.

На что годится моя физическая подготовка, выяснилось километра через три. Рюкзак мотал меня из стороны в сторону, лыжи скользили назад, дышать было тяжело.

 

С трудом переставляя ноги, я слушала историю «ветеранской»  тропы, которую рассказывал Пётр Яковлевич.

В 1978 году первый инструктор по физической культуре и спорту локомотивного депо Владимир Любчик решил открыть лыжную секцию. В неё приходили работники железной дороги, их семьи, друзья, друзья друзей. Он всем предлагал заняться спортом и вести здоровый образ жизни. Тогда же была проторена «локомотивная» трасса Кача - Дивногорск.

Природа здесь сказочная: чистый воздух, снег, тайга. Идёшь по лыжне, а чуть не из-под ног вылетают встревоженные рябчики.

Темнело. Мне на голову водрузили шахтёрский фонарик. Казалось, вот-вот из лесу выйдет какой-нибудь хищник.

- Не бойся, волков здесь нет! - утешали меня спутники. И напрасно. Волки, медведи - мне было уже всё равно. Наваливалась усталость. Видя мою неравную борьбу с рюкзаком, Пётр Яковлевич взвалил его на себя.

Горка, по которой взбирались, хотя и не крутая, но изматывающая. Несколько раз приходилось смазывать лыжи специальной мазью, чтобы они не катились назад. Но вот, наконец,  этот рубеж преодолён.

С начала пути прошло три с половиной часа. По хорошей лыжне это расстояние ветераны преодолевают за два. И откуда только силы берут?

 

ИЗБУШКА-НОРУШКА

Зимовка - то ли избушка, то ли землянка.

Внутри -  топчаны, стол, скамейка, продукты, оставленные теми, кто здесь побывал. Таков закон туристов. И здоровенная печь.

- Откуда такая огромная печка? - спрашиваю. Оказалось, целая история.

Варили её в локомотивном депо. Потом семь человек волоком тащили «голубушку» на специальных санках, тоже сделанных своими руками.

За разговорами, воспоминаниями  под горячий чаёк не заметили, как всех сморило. Наутро предстояло пройти остаток лыжной трассы - 18 километров до Дивногорска.

 

Утром встречали ветеранов лыжни. Избушка-норушка сразу наполнилась смехом, шумом. Вижу улыбающихся Владимира Крестова, Леонида Якубовича. По проторённой лыжне до зимовки дошли все, кроме Сергея Янкина. Для него поход оказался тяжеловат. Возраст (Янкину восемьдесят два) всё-таки даёт о себе знать. Впрочем, занятий в лыжной секции он не оставляет. Где выступит в роли инструктора, где поможет подладить инвентарь.  На железной дороге Янкин с восемнадцати. Помнит ещё паровозы, на которых в Великую Отечественную «ходил» кочегаром. Вдвоём с женой они поднимали на ноги внучку, потеряв дочь. В 42 года пережил инфаркт. Сердце не выдерживало нагрузок. К жизни его вернула лыжная тропа.

 

- А где же молодёжь? - поинтересовалась я у Крестова.

- Сошли с дистанции. То им снег на лыжи налипает, то погода не та. Как их привлечь? Ведь лыжня должна жить. Когда-то нам придётся с неё сойти. Кто останется? Многих из тех, кто начинал это дело, уже нет. Сейчас, когда мы пойдём по пути, обрати внимание на таблички. Это мы придумали, чтобы осталась память. Есть остановки Якубович, Камина, Коробейникова, Горбылева, поворот Наташи. Это всё имена наших ветеранов-железнодорожников.

 

СИЛА «ТРОПЫ»

Пора было выходить на лыжню. Вспоминая вчерашний поход, нехотя надевала лыжи. Но отступать было некуда. Да и перед ветеранами стыдно: если они могут, то нам, молодым, просто нельзя быть хуже.

Пока спускались от избушки с горки, упала несколько раз. Догнали наших «первопроходцев»  и дальше шли с ними нога в ногу, останавливаясь там, где было необходимо убрать с пути ветки.

Лыжня до Дивногорска действительно была ровной. Торопились, чтобы на финише успеть сфотографировать первого пришедшего ветерана.

 

Вот и Енисей. Вдали огоньки ГЭС. Первым из ветеранов к финишу подъехал Якубович.

- Вас приветствует «Красноярский железнодорожник»! Скажите, пожалуйста, трудно быть первым?

- Нет, не трудно, если впереди протаптывают тропу молодые и сильные. Нам, ветеранам, только в радость такая дорога.

Подъехал автобус локомотивного депо. Все с удовольствием в него погрузились.

- Спасибо профсоюзу и Владимиру Иванькову, начальнику локомотивного депо, - здорово помогают. Инвентарь, ремонт помещения, транспорт на любое спортивное мероприятие. Хотелось бы,  чтобы в секцию приходили молодые железнодорожники в свободное от работы время. Ведь это очень важно - сохранить спортивные традиции магистрали,  - заметил Пётр Григорьев.

- Тропа даёт жизненные силы, энергию, не позволяет расслабляться и болеть, -  добавляет Владимир Крестов.

Ирина Шалыгина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30