26 мая 2020 12:11

26 мая 2020 12:11

Александр Васёкин: "Мы должны быть специалистами по всем службам"

Внедрение на магистрали системы менеджмента качества (СМК) - одна из наиболее актуальных тем нынешнего года. Её предложено обсудить на Ассамблее начальников дорог, которая пройдёт в Красноярске. А в конце 2007 года по этому поводу состоится научно-практическая конференция "СМК Красноярской железной дороги". Большой вклад в развитие новой системы должна внести служба технической политики дороги, которую с недавних пор вновь возглавил Александр Васёкин. С ним ведёт беседу наш корреспондент.

Внедрение на магистрали системы менеджмента качества (СМК) - одна из наиболее актуальных тем нынешнего года. Её предложено обсудить на Ассамблее начальников дорог, которая пройдёт в Красноярске. А в конце 2007 года по этому поводу состоится научно-практическая конференция "СМК Красноярской железной дороги". Большой вклад в развитие новой системы должна внести служба технической политики дороги, которую с недавних пор вновь возглавил Александр Васёкин. С ним ведёт беседу наш корреспондент.

 

- Александр Иванович, расскажите, какие задачи сегодня стоят перед вашей службой.

 

- На неё возложены все вопросы, связанные с развитием дороги. В службе три отдела: перспективного развития новой техники и управления интеллектуальной собственностью, технического регулирования лицензирования и метрологии и производственно-технический. Выдаём технические условия на примыкание к путям общего и необщего пользования различных железнодорожных ответвлений, занимаемся метрологическим обеспечением магистрали. Компания РЖД является акционерным обществом, поэтому на все виды деятельности у РЖД должны быть лицензии и сертификаты соответствия.

 

Группа людей в службе занимается ведением этих документов, работает с региональным "Ространснадзором". Очень плотно взаимодействуем с Федеральным агентством по железнодорожному транспорту Сибирского округа. Основная задача - координировать работу по техническому развитию подразделений дороги. Сейчас занимаемся проектом Нижнего Приангарья. Со всех служб мы собрали предложения, сформировали проект единой программы, подготовили письма в администрацию края и в компанию на выделение средств, необходимых для реконструкции участка Решоты-Карабула. Ксати, мы постоянно сотрудничаем с краевой администрацией. В её экономическом блоке готовят информацию по макроэкономическому развитию края. Мы подаём им сведения, о перспективных планах дороги, чтобы в их программах были учтены наши интересы.

 

- Не секрет, что сотрудники службы технической политики знают практически  всё о деятельности подразделений дороги...

 

- Да, безусловно. Характер работы у нас такой, что надо знать специфику всех служб. Наши специалисты должны быть легко обучаемыми людьми и в совершенстве знать производство.

 

- Расскажите, как вы, Александр Иванович, пришли на магистраль.

 

- В 1992 году был приглашён ведущим иженером-конструктором инженерного центра. До этого работал в технологическом институте на кафедре автоматизации производственных процессов старшим преподавателем и старшим научным сотрудником. Через три года стал заместителем начальника инженерного центра. Позже работал заместителем главного инженера дороги и начальником инженерного центра. В 1999 году, когда образовалась служба технической политики, возглавил её. Затем стал  заместителем начальника дороги по организации и проведению структурной реформы на железнодорожном транспорте. Когда второй этап реформирования закончился, ненадолго стал начальником организационно-штатного отдела, а позже вернулся в службу технической политики.

 

 

- Сегодня много говорят о системе менеджмента качества...

 

- Начальник дороги Владимир Супрун недавно защитил диссертацию именно по менеджменту качества. Он и объявил 2007-й годом системного управления качеством. Чтобы понять, какие результаты будут от внедрения  системы менеджмента качества, давайте пойдём от обратного. Зададимся вопросом: от чего мы хотим избавиться при внедрении системы? Есть некая история о плохой организации труда. Она о четырёх людях, которых звали: КАЖДЫЙ, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ и НИКТО. Нужно было выполнить важную работу, и КАЖДЫЙ был уверен, что КТО-ТО её выполнит. КТО-НИБУДЬ мог бы уже и сделать - НИКТО не сделал. КТО-ТО рассердился, потому что это была работа КАЖДОГО. Но КАЖДЫЙ думал: "Это может сделать КТО-НИБУДЬ". Но НИКТО не додумался, что КАЖДЫЙ этого делать не будет. Закончилась история тем, что КАЖДЫЙ проклял КОГО-ТО, когда НИКТО не сделал то, что должен был сделать КТО-НИБУДЬ.

 

Так вот, чем дальше мы будем находиться от подобной организации, тем больших успехов добьёмся. Если систему менеджмента качества начать расшифровывать терминологически, то качеством называют целый комплекс методик и структур. Это гораздо сложнее, чем просто определить качество в его привычном для нас понимании. Магистраль состоит из служб, предприятий, то есть, из различных структурных образований. Одна из важнейших задач -  все структуры должны правильно взаимодействовать, работать согласованно - в одном ключе. Только в этом случае работа всей дороги будет эффективной. С внедрением СМК  будут отлажены именно эти связи.

 

- Существует концепция СМК ОАО "РЖД". Расскажите о ней подробнее.

 

- В октябре прошлого года состоялось Правление компании, на котором была  принята Функциональная стратегия управления качеством в ОАО "РЖД". Цель её создания - повышать финансово-экономическую эффективность деятельности компании на основе непрерывного совершенствования внутренних процессов и повышения уровня удовлетворённости потребителей (материалы по СМК размещены на сайте реформа - Красноярск http://reforma.krw.rzd/)

 

Корпоративная система управления качеством - неотъемлемая часть системы управления компанией, обеспечивающая реализацию политики и достижение целей ОАО "РЖД" в области качества на основе применения процессного подхода. Её внедрение преследует цели, формируемые на основе анализа проблем и "узких мест", существующих сегодня как на дороге, так и в компании.

 

- Почему назрела необходимость в разработке системы управления качеством?

 

- Системного подхода требуют как вопросы безопасности движения, так и эксплуатационной работы. От авральных мер по устранению последствий происшествий и выполнения показателей дорога должна перейти к построению системы по предупреждению рисков техногенного характера и строгого выполнения мероприятий технологической дисциплины. В основе должен быть глубокий анализ всех элементов перевозочного процесса. Внимание будет сконцентрировано на слабых местах. В условиях ограниченности ресурсов высокую важность имеет снижение издержек за счёт оптимизации технологических процессов.  Успешное внедрение СМК на дороге в первую очередь зависит от воли и понимая задач первым руководителем, а это мы уже имеем, и второе - эффективное решение вопросов мотивации труда персонала.

 

Сложившаяся в компании система управления качеством в настоящее время характеризуется фрагментированностью, неэффективностью информационного обмена, отсутствием единой идеологии. В одних структурных подразделениях её элементы уже присутствуют, в других - даже ещё не вынесены на повестку дня. Отсутствует и единый координационный центр, куда стекалась бы информация по всем вопросам, связанным с управлением качеством. Нет формализации и закрепления в корпоративной нормативной базе "лучшей практики", возможности тиражирования оптимизационных решений в масштабах сети.

 

В компании по решению правления будет сформирована четырёхуровневая система управления качеством, соответствующая существующим в ОАО "РЖД" уровням управления. Внедрение её на дороге станет крупным проектом.

 

- Опыт внедрения СМК есть и на других магистралях?

 

- На сети три опытные дороги - Куйбышевская, Октябрьская, Свердловская. Каждая пошла своим путём - акценты у всех разные. С нашей точки зрения, акцент нужно делать на мотивацию труда. Для этого каждой должности (от работника до руководства) должны быть чётко определены полномочия и ответственность, а контроль за качеством реализации полномочий будет осуществляться через конкретный   перечень ключевых параметров, тогда любой из нас в конце месяца сможет вычислить свою мотивационную добавку к зарплате. У нас сегодня очень много контролирующих органов. А в тех странах, где система менеджмента качества уже стала "de facto" (Япония, Германия и другие), каждый работник для себя является лучшим контролёром, потому что прекрасно осознаёт, что от этого зависит его заработная плата. Там эта система чётко отлажена.

 

Досье "КЖ"

Началом работ в области системы менеджмента качества нашей магистрали можно считать конференцию "Научно-технические задачи Красноярской железной дороги" (17-25 апреля 2006 года), где была поставлена задача создать систему СМК дороги.

Вторым этапом стал прошедший 14 ноября 2006 года научно-технический совет магистрали по вопросам СМК, где подводились первые итоги работы над системой.

До 1 марта нынешнего года будет разработана система мероприятий на 2007 год и перспективу до 2010 года в соответствие со Стратегией развития СМК Красноярской железной дороги.

До 1 апреля 2007 года на дороге пройдёт научно-технический совет, который будет совмещён с научно-практической конференцией Красноярского института железнодорожного транспорта - филиала ИрГУПС и где пройдёт утверждение разработанных по СМК мероприятий.

Александра Емашкина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31