31 мая 2020 04:20

31 мая 2020 04:20

«Бегут колёса по степи, отстукивая степ»

До концерта оставалось два часа, когда по коридору мимо меня прошёл знакомый человек. Не очень высокий, крепкий, с фирменной копной непослушных волос и гитарой за плечом. Шёл один, улыбаясь и весело поглядывая на окружающих. Сразу захотелось улыбнуться в ответ. Олег Митяев!
Праздничный концерт прошёл в Москве в честь трёхлетия ОАО «РЖД». Без пафоса. От всего суетного и громкого виновники события в этот вечер отдыхали. Со сцены звучали песни Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Сергея Никитина,...и самого исполнителя и гостя вечера - Олега Митяева.

До концерта оставалось два часа, когда по коридору мимо меня прошёл знакомый человек. Не очень высокий, крепкий, с фирменной копной непослушных волос и гитарой за плечом. Шёл один, улыбаясь и весело поглядывая на окружающих. Сразу захотелось улыбнуться в ответ. Олег Митяев!

Праздничный концерт прошёл в Москве в честь трёхлетия ОАО «РЖД». Без пафоса. От всего суетного и громкого виновники события в этот вечер отдыхали. Со сцены звучали песни Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Сергея Никитина,...и самого исполнителя и гостя вечера - Олега Митяева.

В актовом зале музыканты настраивали инструменты. Возились с проводами звукорежиссёры. Главный аранжировщик артиста Леонид Моргулин брался поочерёдно то за гитару, то за баян, то за фортепиано, то начинал петь какую-нибудь митяевскую песню (сам автор-исполнитель был в это время в гримёрке). Процесс настройки проходил часа два. Митяев вышел всего на несколько минут. Взял аккорд, исполнил пару раз куплет знаменитой «Давай с тобой поговорим» и констатировал: «Звук нормальный».

 

Каждая песня Олега Митяева была событием, отдельным маленьким концертом.

Первые песни, конечно, железнодорожной тематики.  «Давай с тобой поговорим, - «обратился» он к зрителю, - прости, не знаю, как зовут, ведь открывается другим, всё то, что близким берегут...» Сложенные в стихи размышления и слова человека, едущего ночью в поезде, сразу задали тон всему концерту - тон импровизации и душевного разговора.

 

С железной дорогой, как выяснилось, Митяева связывает многое. В Челябинске он долгое время жил рядом с вокзалом, где буквально пропитался ночными диспетчерскими переговорами и звуками «железки». В армии охранял адмирала Советского Союза и жил по соседству со зданием Министерства путей сообщения в Москве, высотные шпили которого первыми «встречали» его каждое утро в течение трёх лет. Один из лучших друзей поэта работает сегодня машинистом на Южно-Уральской железной дороге. А альбом «Лето - это маленькая жизнь» был записан в стенах Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Кстати, железная дорога упоминается в тридцати песнях Митяева.

 

- Вообще, железнодорожная тематика требует отдельного рассмотрения, - добавил автор с задумчивым огоньком в глазах. - И написания отдельного альбома...

Что ж, после этого Олега Григорьевича смело можно было бы именовать главным певцом железнодорожного транспорта страны. И заказать ему, к примеру, гимн ОАО «РЖД».

Вспоминая заграничные гастроли, Олег Митяев рассказал несколько забавных историй, связанных с переводом его песен. В Германии, например, перед его концертами продают компакт-диски с подстрочным переводом. Но смысл некоторых песен даже с переводом остаётся неясным. Например, немцы не понимают песню про ненаточенные ножи.  Для русского слушателя ясно: у женщины не наточены ножи - значит, в доме нет мужчины. А у иностранцев возникает вопрос: «Есть же электрическая точилка, можно купить. Почему эта женщина так страдает?».

 

В Японии песни Митяева местный поэт сложил в хокку и танки. Митяев попросил перевести их на русский. Вот что получилось:

Все мы здесь.

Закатным отблеском пляшет костёр меж сосен.

Здорово как!

Или другое:

Надпись красивая

Смотрит в окна любимой.

Периферия.

- Вот и думаешь после этого - стоило ли стараться, писать, «громоздить»? - пошутил Митяев.

 

Завершался концерт классической песней. С небольшим историческим экскурсом.

- Как-то весной на лекции по плаванию я написал песню, в которой были строчки «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...», - рассказал Олег Митяев. - И вот уже больше двадцати лет я пою эту песню на всех концертах. На неё написано много пародий, к ней дописано множество куплетов. В разных городах и в разные годы эту песню переделывают по-своему. Когда трио «Меридиан» записывали её на пластинку, они пели: «Ты что грустишь, бродяга?» Им сказали: «Цензура! Какие у нас могут быть бродяги?» - и они спели: «Ты что грустишь, дружище?» Когда эта песня появилась в «Комсомольской правде», уже никто никого не спрашивал, сразу напечатали: «Ты что грустишь, товарищ!»

 

При всей скромности текста и музыки судьба этой песни удивительна. Уже через четыре месяца после её первого исполнения с разных концов страны стали приходить известия, что её поют.

- Однажды я даже случайно услышал, как её исполняли стройотрядовцы на вокзале. Я стоял рядом, а они не знали, что случайный слушатель - её автор, - вспоминает певец.

Праздничный вечер подходил к концу. «Как здорово», - подпевал зал...

Сергей Прудников
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31