26 мая 2020 13:08

26 мая 2020 13:08

Пила к'ен Карафуто

Жившие много веков назад на Сахалине провидцы из числа коренных народностей - айнов, нивхов, ороков - говорят, могли предсказать всё, глядя на ветки горящей ели или устремляя взор к небу. Но могли ли они предсказать, что по острову проляжет стальная магистраль?
С 1868 года на острове действовала каторга для рецидивистов и «политических». Дорог здесь не было. Первые рельсы были заброшены для узкоколейки от поста Александровского до селения Михайловка в 1880 году, но масштабному строительству помешало поражение России в русско-японской войне.

Жившие много веков назад на Сахалине провидцы из числа коренных народностей - айнов, нивхов, ороков - говорят,  могли предсказать всё, глядя на ветки горящей ели или устремляя взор к небу. Но могли ли они предсказать, что по острову проляжет стальная магистраль? Ей богу, вряд ли.

 

С 1868 года  на острове действовала каторга для рецидивистов и «политических». Дорог здесь не было. Первые рельсы были заброшены для узкоколейки от поста Александровского до селения Михайловка в 1880 году, но масштабному строительству помешало поражение России в русско-японской войне. В 1905 году остров оказался наполовину оккупирован японцами. Аборигены были оттеснены на север к Рыбновскому побережью и полуострову Шмидта, где они проживают и по сей день (за исключением айнов,  вывезенных японцами на Хоккайдо).

 

Факты свидетельствуют, что менее чем за сорок лет японцы создали на Южном Сахалине вполне современную для того периода железнодорожную сеть. Уже к началу 20-х годов двадцатого столетия военным ведомством страны Восходящего Солнца здесь был накоплен богатый инженерно-технический опыт железнодорожного строительства. Колея 1067 мм уходила с юга острова во всех направлениях. Высоким темпам, которыми прокладывалась магистраль, несомненно, способствовали такие обстоятельства, как наличие на Сахалине (в губернаторстве Карафуто) дешёвой рабочей силы (преимущественно её составляли китайцы и корейцы) и огромного запаса необходимых природных ресурсов, в частности, леса. Весной 1945 года, когда советские войска приступили к освобождению острова, оккупанты, не желающие проигрывать, сжигали этот лес, как «сжигают за собой мосты».

 

Послевоенные годы на Сахалине можно, прежде всего, охарактеризовать отсутствием кадров. Депортация последних японских железнодорожников на материк закончилась в 1948 году. А в 1949-м  здесь открылась советская дортехшкола, выпускающая специалистов 16 профессий. Техника же, по большей части, продолжала эксплуатироваться иностранная. Первые 60 паровозов улан-удэнского завода, переделанных с широкой колеи на узкую, были доставлены на Сахалин лишь в 1956 году.        

 

В музее Сахалинской железной дороги корреспонденту «КЖ» поведали и о том, что до 1945 года на острове было построено 127 станций, из них действующих - на сегодня только три десятка. Здесь же можно увидеть фотографии специально созданного «ледника» для перевозки скоропортящихся продуктов, на смену которому давно уже пришли рефрижераторные вагоны.

А вот фрагмент шпалы с клеймом компании «Марукомэ», поставляющей свой товар для железных дорог Карафуто в начале ХХ века. Любопытно, что качество этого товара было так высоко, что срез шпалы, изготовленной из  лиственницы и отработавшей не один десяток лет, оказался совершенно не подверженным процессу гниения.

 

В дорожном музее можно найти и железнодорожную карту Карафуто с японскими названиями станций, и письменный прибор последнего начальника японской железной дороги. Эти реликвии имеют особенную ценность для тех наших восточных соседей, что были вывезены с острова ещё маленькими детьми. Для многих нынешних японских гостей, что бывают здесь почти ежедневно, даже красное знамя марксизма-ленинизма, любовно сохранённое российскими железнодорожниками,- это и часть их собственной жизненной истории. Они заводят переписку с работниками музея как с близкими родственниками, желая получить хоть какую-то весточку со своей «исторической» Родины.

 

Другим посетителям музея, в том числе и иностранцам, особенно интересно узнать что-нибудь о секретной стройке под номером «506». Ведь если прибегать к историческим данным, то следует признать, что первое крупное советское строительство развернулось не на юге острова, а на севере Сахалина. В 1947 году секретарь Сахалинского обкома партии Мельник направил записку Берии, в которой обосновал строительство железной дороги Оха-Катангли-Дербинск-Победино. И в 1948 году было принято постановление «О мероприятиях по развитию добычи нефти на о.Сахалин». В нём, в частности, намечалось строительство узкоколейки Оха-Катангли протяжённостью 262 км. В традициях того времени МВД СССР поручалось организовать за 3 месяца лагеря с численностью 8 тысяч заключённых, доведя к 1949 году это количество до 15 тысяч человек.

 

Так по приказу из центра на Сахалин потянулись этапы из Иркутской, Омской, Новосибирской и Читинской областей. На всех этих узников, трудившихся в суровых условиях Охинского района, выдавались 200 брезентовых рукавиц и только 6 тысяч полушубков! А надо заметить, что кроме советских заключённых, на прокладку этой дороги привлекались и японские военнопленные...

В 1952 году были-таки запущены в строй участки железнодорожной линии Оха-Катангли, и узкоколейка соединила Оху с главной магистралью острова, но полностью замысел Сталина не был осуществлён, как это случилось с другой его грандиозной  стройкой - Великой Северной магистралью (Туруханский район Красноярского края - стройка «503») или строительством тоннеля под морским проливом от мыса Погиби до Мыса Лазарева, в связи с закрытием в 1953году системы ГУЛАГ.

 

На стендах музея можно увидеть и уникальные фотографии - похожие на кадры из фильмов ужасов, констатирующие сильнейшие разрушения, которые принесли тайфуны 1947 и 1981 годов, смывшие десятки мостов и около сотни километров железнодорожного полотна. Как в те годы, так вероятно и в наши дни, не все приезжающие на дорогу специалисты из других регионов достаточно хорошо себе представляют, что такое тихоокеанские тайфуны и циклоны и насколько трудно обеспечивать бесперебойное движение поездов в этих условиях. Вероятно, новичков первым делом водят на экскурсию в свой  дорожный музей, увиденное  в котором сильно впечатляет.

Татьяна Макогонова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31