Экономика Сахалина начинает набирать обороты год от года. Заявления губернатора Ивана Малахова об успехах в ряде отраслей имеют под собой серьёзные основания - это не только нефть и газ, но и строительство, и туризм, и социальная сфера. В 2006 году валовый региональный продукт уже превысил уровень 2005-го на 30,2 млрд. рублей и составил 148,6 млрд. рублей. В 2007 году его уровень, по прогнозным оценкам, достигнет 189 миллиардов рублей. "/> "Красноярский железнодорожник" на Сахалинской магистрали | Красноярский железнодорожник | Газета от 20070112 | 6 полоса
04 июня 2020 05:07

04 июня 2020 05:07

"Красноярский железнодорожник" на Сахалинской магистрали

В рамках проекта "Все дороги в гости к нам" корреспондент "КЖ" побывал на Сахалинской железной дороге.
Экономика Сахалина начинает набирать обороты год от года. Заявления губернатора Ивана Малахова об успехах в ряде отраслей имеют под собой серьёзные основания - это не только нефть и газ, но и строительство, и туризм, и социальная сфера. В 2006 году валовый региональный продукт уже превысил уровень 2005-го на 30,2 млрд. рублей и составил 148,6 млрд. рублей. В 2007 году его уровень, по прогнозным оценкам, достигнет 189 миллиардов рублей.

Начальник СахЖД Сергей ТИШКИН: «У РЖД нет провинциальных дорог».

 

- Экономика Сахалина начинает набирать обороты год от года. Заявления губернатора Ивана Малахова об успехах в ряде отраслей имеют под собой серьёзные основания - это не только нефть и газ, но и строительство, и туризм, и социальная сфера. В 2006 году валовый региональный продукт уже превысил уровень 2005-го на 30,2 млрд. рублей и составил 148,6 млрд. рублей. В 2007 году его уровень, по прогнозным оценкам, достигнет 189 миллиардов рублей. Можно ли при этом ставить под сомнение потенциал Сахалинской области и, соответственно, востребованность услуг железнодорожного транспорта?

 

С начала 2006 года в основном завершена поставка строительных материалов, оборудования и других высокодоходных грузов в рамках реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Впереди - реализация других проектов по освоению островного нефтяного шельфа. В ближайшие годы выйдут на проектные мощности месторождения Чайво («Сахалин-1») и Пильтун-Астохское («Сахалин-2»), нефтеперерабатывающее предприятие «Петросах» уже в этом году планирует существенно увеличить производство бензина и дизтоплива. В обладминистрации прорабатываются и более заманчивые проекты, например, строительство газохимического комплекса по производству метанола и полипропилена, нефтеперерабатывающего завода до 2-3 млн. тонн сырой нефти.

 

Не исключено, что будут востребованы и спецвагоны для перевозки продукции строящегося на Сахалине и крупнейшего в России завода по производству сжиженного природного газа. Очевидно одно: надо  расширять перечень услуг и поднимать их качество, совершенствовать работу с клиентами и партнёрами, осваивать новые формы и технологии бизнеса в транспортном секторе.

Ещё с советской поры Сахалин не без оснований называли «Островом Сокровищ», но только совсем недавно эта «добрая сказка» начала своё реальное воплощение в жизнь. Первый шаг в этом направлении бизнесом выбран верно - нефть и газ. Однако вторым должен стать уголь. Богатейшие запасы каменного угля в разрезах Углегорского района востребованы лишь на 20 - 30 процентов. Основная масса угля перевозится автотранспортом до ближайшей станции Ильинск - 142 км. Другая часть (при условии благоприятной погоды) перегружается на маломерный флот у неприспособленного причала порта Шахтёрск. Оба варианта весьма затратны и неэффективны. Морем много не переправишь, необходимы реконструкция порта, включая дноуглубительные работы и строительство мощного перегрузочного комплекса. Ставка на автотранспорт себя мало оправдывает - плохие дороги, зависимость от погоды, двойная перевалка (перегрузка угля из автомашин в полувагоны на станции Ильинск для дальнейшей доставки местным потребителям и в южные порты Сахалина).

 

Кроме этого, тарифы на автоперевозки за последнее время выросли на 9 процентов.

Таким образом, годовая выработка угля в Углегорском районе сегодня не превышает 2 млн. тонн. Однако в случае реализации проекта по строительству новой ветки Ильинск - Углегорск возможности Углегорского угольного бассейна могут возрасти до 8-10 млн. тонн добычи в год. Потенциальный интерес к данному проекту высказан не только самими угольщиками и руководителями администрации области, готовы приступить к переговорам о покупке сахалинского угля предприниматели Кореи и Китая, востребован наш уголь и на Камчатке. При этом сама островная магистраль может вполне рассчитывать на годовые объёмы погрузки угля в данном районе в размере 6 млн. тонн.

Особую значимость для островного филиала имеет проект по переустройству колеи на 1520 мм. Унификация производства по некоторым вопросам позволит и нам встать в один ряд с другими. Это не нормально, когда специально для нас изготавливается едва ли не антиквариат (имею в виду отдельные детали для наших старых тепловозов - их износ уже на пределе).

 

Замена старой колеи, как подчеркнул во время своего осеннего визита на Сахалин президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, - это вопрос политики компании, её имиджа. В ОАО «РЖД» нет провинциальных дорог, вся сеть работает на одного клиента, и услуги, которые ему оказываются, должны отвечать самым современным требованиям, где бы он ни находился - в Самаре, Петербурге, Хабаровске или на Сахалине.

Кстати, администрация Сахалинской области активно поддерживает оба проекта и готовит пакет документов в правительство РФ для привлечения госинвестиций на их реализацию.

Не исключено, что очень скоро вслед за «перешивкой» колеи (в соответствии с логикой) в определённых бизнес-кругах возобладают геополитические интересы, и идея соединения Сахалина с материком и даже Хоккайдо будет воплощена в жизнь без особого труда.

Возможно, тогда ни нам, ни нашим партнёрам уже не покажется фантастическим уровень  8-10 миллионов тонн отгрузки за год.

 

КСТАТИ

В московском Президент-отеле состоялась церемония вручения пятой национальной премии «Золотой рубль».

По итогам конкурса лучшим в России регионом по показателям экономического развития признана Сахалинская область, а городом - Красноярск. В этом есть несомненная заслуга двух наших магистралей.

Этот конкурс - один из самых авторитетных и значимых в нашей стране. Он проводится при поддержке Министерства регионального развития и Министерства экономического развития и торговли.

 

ОСОБЫЙ РЕГИОН - ОСОБЫЕ РЕШЕНИЯ

altВ 2007 году Сахалинская магистраль и областная администрация создадут совместную пассажирскую компанию. В отличие от аналогичных компаний, созданных на сети дорог, она будет заниматься не только пригородными, но и дальними перевозками.

Такое решение было обусловлено замкнутой структурой региона. Выхода пассажирских поездов на материк здесь нет, так же как отсутствует сквозное движение на другие дороги. По предварительным подсчётам, новая пассажирская компания начнёт работать уже во второй половине 2007 года.

 

Протокол, предусматривавший создание на острове совместной пассажирской компании, был подписан летом 2006 года, в ходе визита президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина на Сахалин. На дороге рассчитывают, что совмещение пригородных и дальних перевозок позволит за короткое время сделать компанию рентабельной. На пригородных перевозках действуют тарифы, которые ниже себестоимости, за счёт же внутриобластных рейсов легко можно будет эти потери компенсировать.

 

ЭКОНОМИКА ОБЛАСТИ ЗАШАГАЕТ ПО НОВОЙ КОЛЕЕ

Реализация проекта по переустройству дороги на общесетевую ширину колеи позволит снизить среднегодовые эксплуатационные расходы магистрали на 370 млн. рублей, ликвидировать пункт перестановки вагонов, за счёт чего грузовладельцам будет обеспечено снижение стоимости перевозок в направлении Ванино-Холмск-Ванино более чем на 15 процентов, повысить конкурентноспособность самой дороги, сократить оборот вагонов на 10-12 часов, обеспечить повышение скорости движения поездов за счёт строительства современных инженерных сооружений.

 

Основные работы по перешивке колеи начались в 2003 году на западном побережье Сахалина на линии Шахта-Ильинск, протяжённость которой составляет 180 км. На данном этапе точками приложения сил переустроителей стали мосты, тоннели, водопропускные трубы. В 2004-2005 годах в работу были запущены ещё несколько объектов в направлениях Холмск-Ильинск и Корсаков-Арсентьевка, началось сооружение обходного участка на перегоне Чехов-Томари. В 2006-м сдана первая очередь реконструкции станции Чехов и пусковой комплекс волоконно-оптической линии связи на участке Победино-Онор. Работы по переустройству дороги сегодня продолжаются (одновременно двумя путевыми комплексами), причём с сохранением всего объёма грузовых и пассажирских перевозок.

Железнодорожный проект такого уровня в нашей стране реализуется впервые.

 

По ходу его исполнения он требовал более или менее значительной корректировки, а новая путевая техника - дополнительной отладки. Кое-где подводили и поставщики, неритмично подходил на Сахалин крепёжный материал. Тем не менее, в этих трудных условиях на острове была успешно отработана новая технология укладки широкой рельсошпальной решётки на железобетонном основании. Она со смещённым центром тяжести, поскольку собирается из трёх рельсовых ниток на стандартную колею и старую узкую. Когда будет осуществлён переход основного подвижного состава на широкую колею, третий (средний) рельс будет снят.

Воплощение в жизнь столь грандиозного проекта стоимостью 15 миллиардов рублей, особенно в совокупности с освоением нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина, является своеобразной базой для дальнейшего экономического развития региона.

Татьяна Макогонова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30