25 мая 2020 17:31

25 мая 2020 17:31

Национальной воинской святыне нужна помощь

Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге - национальная воинская святыня и уникальный военно-церковный ансамбль, внесённый в охранный реестр ЮНЕСКО. Храм, три месяца назад сильно повреждённый пожаром, нуждается в срочной помощи.
Голубой купол с золотыми звёздами, до пожара венчавший огромный белый собор (второй по величине деревянный купол в Европе), был виден за 20 км от Северной столицы.

Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге - национальная воинская святыня и уникальный военно-церковный ансамбль, внесённый в охранный реестр ЮНЕСКО. Храм, три месяца назад сильно повреждённый пожаром, нуждается в срочной помощи.

 

Голубой купол с золотыми звёздами, до пожара венчавший огромный белый собор (второй по величине деревянный купол в Европе),  был виден за 20 км от Северной столицы.

Храм, возведённый в 1835 году архитектором Василием Стасовым для прославленного Измайловского полка, сразу стал одной из архитектурных доминант Санкт-Петербурга. Внешне поражал масштабностью и строгой красотой, изнутри - стилевым единством и изяществом. Просторно и ничего лишнего, сочетание белого и золотого. Над престолом возвышается сень, которую венчают крест с надписью, напоминающей о победе равноапостольного царя Константина над Максентием: «Сим знамением победиши», что является символом воина-христианина.

Вдоль стен бывшей главной гарнизонной церкви Петербурга хранились военные трофеи, взятые в Русско-турецкой войне 1877 - 1878 годов.

 

Русские войска, освобождавшие балканских христиан от османского ига, столкнулись со слабой сетью дорог на территории Бессарабии и Румынии, а также с одноколейками, крайне плохо приспособленными для перемещения войск и их снабжения. Было решено в кратчайшие сроки построить силами инженерных Железнодорожных войск новую фронтовую железную дорогу от Бендер до Галацы протяжённостью 303 км и железнодорожную рокаду Франтешти - Зимница. Аналогов подобного строительства не было в мировой практике (более того, попытка Пруссии в войне 1870 года с Францией построить короткие обходные железнодорожные участки закончилась неудачей). По сути, это было боевое крещение Железнодорожных войск России.

Сооружение дороги, проложенной невиданными темпами - более 5 км за сутки, за 100 дней, - было отмечено на Всемирной Парижской выставке Гран-при: за скорость постройки.

 

Руководивший тогда военными действиями император Александр II задумал соорудить в Санкт-Петербурге памятник из трофейных турецких орудий. Сын его, император Александр III, воплотил замысел: 12 (25) октября 1886 года у Свято-Троицкого Измайловского собора при парадном построении войск армии, гвардии и флота был освящён и открыт триумфальный монумент «Воинская Слава».

В конце XIX века военно-церковный ансамбль был дополнен часовней, возведённой в честь чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе у станции Борки и цесаревича Николая Александровича (Николая II) - при покушении на него в японском городе Отсу.

Свято-Троицкий Измайловский собор пользовался безграничным уважением русского воинства и всех жителей Санкт-Петербурга.

Однако 28 октября 1929 года по ходатайству районных властей президиум Ленсовета разрешил снести монумент. А в 1938 году, также по распоряжению Ленсовета, был закрыт и передан министерству связи под склад сам Свято-Троицкий Измайловский собор. Позднее храм ощутимо пострадал от бомбардировок блокадного Ленинграда. Восстановительные работы и реставрация производились в разное время в период с 1952 по 1967 год.

 

Собор был возвращён Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви 8 сентября 1990 года в аварийном состоянии. В опустошённый храм жители города начали приносить иконы и богослужебные предметы. Среди подаренных икон особо чтимым образом стала икона Спаса Нерукотворного Образа, которая много лет находилась в рабочем кабинете начальника Николаевской железной дороги. К 300-летию Санкт-Петербурга президент России Владимир Путин преподнёс в дар собору старинную икону Святой Живоначальной Троицы.

Приступивший к работе приходской совет поставил задачу восстановить военно-церковный ансамбль Измайловского собора в былом облике и величии. Проект осуществлялся на благотворительной основе, был создан фонд восстановления собора.

 

В 2001 - 2005 годах воссозданный монумент «Воинская Слава» был водружён на историческом фундаменте. Колонну изготовили на Новолипецком металлургическом комбинате, орудия по образцам XIX века отливали на ОМЗ «Спецсталь» в Екатеринбурге и в петербургском предместье Колпино на Ижорских заводах. Транспортировку изготовленных изделий осуществляло ОАО «Российские железные дороги». Символическую статую Победы изготовили в Санкт-Петербурге под руководством президента Российской академии художеств Зураба Церетели. Покраску памятника выполнили на Адмиралтейских верфях, гранитные блоки для пьедестала  и мощение площади натуральным камнем вокруг памятника произвело петербургское ООО «Возрождение».

Новая беда пришла 25 августа 2006 года: сокрушительный пожар, начавшийся на строительных лесах, в одночасье полностью уничтожил известный во всем мире величественный центральный купол. Каменный его свод устоял, хотя был раскалён докрасна и, казалось, мог обрушиться в любой момент. Пострадал и малый северный купол. В пяти главках собора огонь уничтожил 1668 кв. м оконных заполнений. Существенный ущерб нанесён внутреннему интерьеру храма.

 

Иконы и утварь были эвакуированы. Пожар не нарушил богослужебную жизнь собора, но сплотил прихожан и жителей города в едином желании скорее ликвидировать последствия огненной стихии. Начались срочные восстановительные работы внутри собора.

Зима требует незамедлительных действий по консервации здания, ревизии вентиляционных систем и неотложного восстановления окон. Приходской совет производит сбор благотворительных пожертвований для изготовления утраченных оконных проёмов - эти работы были исключены из городских планов программы восстановления собора.

Мы обращаемся ко всем труженикам российских железных дорог с просьбой об оказании благотворительной помощи в восстановлении национальной воинской святыни.

Возрождение Свято-Троицкого Измайловского собора становится для всех нас неотъемлемой частью духовного возрождения нашего Отечества.

Протоиерей Геннадий БАРТОВ,

председатель Общественного благотворительного фонда, настоятель Свято-Троицкого Измайловского собора

 

Реквизиты

Общественный фонд Свято-Троицкого Измайловского собора ИНН: 7826031407, КПП: 783901001, БИК: 044030791

РАСЧЕТНЫЙ СЧЁТ: № 40703810739000000076

ВАЛЮТНЫЙ СЧЁТ: № 40703840639000000053

КОРРЕСПОНДЕНТСКИЙ СЧЁТ: № 30101810200000000791

ФИЛИАЛ ОПЕРУ-5 ОАО «ПСБ» г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Назначение платежа: Добровольное пожертвование на осуществление уставной деятельности.

НДС не облагается.

Как возводили собор

Измайловский полк перевела в Петербург в 1732 году переехавшая туда после коронации императрица Анна Иоанновна. Непременная полковая церковь начиналась с походного храма-шатра, который с необходимой богослужебной утварью и облачениями брали с собой в военные походы.

К 1743 году в землях за Фонтанкой построили Измайловскую деревню с деревянными казармами и деревянную же церковь-палатку. В ней было тесно: в Измайловском полку тогда было до 5 тыс. человек, включая членов семей солдат и офицеров. По повелению императрицы Елизаветы Петровны 1 июля 1754 года архиепископ Сильвестр заложил, а через два года и освятил для измайловцев отдельный пятиглавый храм.

 

При наводнении 1777 года церковь была полностью затоплена. Сильно пострадала она и при наводнении 7 - 8 ноября 1824 года, когда вода поднялась до 411 см над ординаром и больше половины Петербурга оказалось под водой. Высочайшим императорским повелением в 1827 году было указано разобрать прежний храм и построить новый.

Проектирование и строительство каменного Свято-Троицкого Измайловского собора было поручено архитектору Василию Петровичу Стасову, воздвигавшему Спасо-Преображенский собор в Литейной части.

 

В день Святой Троицы 1828 года состоялась церемония закладки собора, которая происходила после Божественной литургии. Первый камень в основание положила императрица Мария Фёдоровна, а молебен перед закладкой совершил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Серафим. Курировать строительство взялся лично император Николай I, который с ранней юности был шефом Измайловского полка.

Император пожелал, чтобы новая церковь «по подражанию была в три придела: главный - во имя Святой Троицы, южный - равноапостольной Марии Магдалины, северный - мученика Иоанна Воина». Стасов по пожеланию духовенства положил в основание плана собора греческий равноконечный крест. Малые купола были расставлены не диагонально, как принято, а над рукавами креста по странам света.

 

В строительный сезон 1830 года возвели железные стропила четырёх малых куполов и покрыли их не железом, как планировали первоначально, а, по предложению Стасова, медью. К 1 октября 1834 года вывели главный купол, и в Троицын день следующего года поставили на место главу и укрепили крест.

Традиционно праздник Святой Троицы связан с оживлением в природе и в мире, что отражено в названии Живоначальная, и в соответствии с каноном - с зелёным цветом. Но купола собора Николай I повелел выкрасить «голубой краской с золотыми звёздами». Звёзд, покрытых золотом 95-й пробы, на большом куполе 280, на малых - по 208.

К маю 1835 года на колокольню, устроенную в самом соборе в одной из четырёх малых главок, подняли 11 колоколов, больший из которых весил 8 тонн.

Храм освятил 25 мая 1835 года святитель Филарет (Дроздов).

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31