11 августа 2020 16:18

11 августа 2020 16:18

Купец Козулин из столицы пирожков

Документально зафиксировано, что во время путешествия по Московскому тракту писателя Антона Чехова испугала станция Козулька.
На самом деле с фобиями классик справился довольно быстро. "Деревня кончилась, и мы на страшной Козульке. Дорога тут в самом деле отвратительна, но я не нахожу, чтобы она была хуже, чем, например, около Мариинска или той же Чернореченской..." - так позднее увековечит Антон Павлович названия, милые сердцу каждого работника КрасЖД.

Документально зафиксировано, что во время путешествия по Московскому тракту писателя Антона Чехова испугала станция Козулька.

 

В 60-е годы на месте нового вокзала красовалось болотоНа самом деле с фобиями классик справился довольно быстро. "Деревня кончилась, и мы на страшной Козульке. Дорога тут в самом деле отвратительна, но я не нахожу, чтобы она была хуже, чем, например, около Мариинска или той же Чернореченской..." - так позднее увековечит Антон Павлович названия, милые сердцу каждого работника КрасЖД.

 

Тройное рождение

 В прошлом году жители отметили 115-летие родного посёлка. За эти годы транспортная ситуация улучшалась здесь в геометрической прогрессии. Если в начале 1891 года наследник престола Николай Романов путешествовал по этим местам на перекладных, то всего через семь лет ссыльный Владимир Ленин уже ехал с комфортом по железной дороге.

 Каждый местный школьник может рассказать, что первый поезд прибыл на станцию Козулька 6 декабря 1895 года. А официальных дней рождения у самого посёлка целых три: старожилы утверждают, что Козульку начали строить в 1892 году, версия краеведов - 1894 год, а в документах архивного агентства краевой администрации указан 1896 год.

 

 Из поколения в поколение передаётся легенда о том, что названием своим населённый пункт обязан купцу Козулину. Именно он начал строить деревню Старая Козулька, которая находится в восьми километрах от современного "тёзки"-посёлка. Когда началось строительство железной дороги, новый разъезд тоже позаимствовал название у деревни. Здесь возвели деревянный вокзал, технические здания и резную водонапорную башню. А в 1934 году, как свидетельствует книга, выпущенная к юбилею посёлка, Козулька стала полноправной станцией четвёртого класса.

 

Рационализация Тамары Гонтарь

 Сейчас здесь живут восемь тысяч человек. Основным предприятием-работодателем, как и сто лет назад, остаётся железная дорога. Молодёжи и детей очень много. Было бы ещё больше, но некоторые семьи уезжают пытать счастья в Красноярск и Ачинск, где больше возможностей для заработка и самореализации.

 

 Несмотря ни на что, коренные жители очень любят посёлок, стараются сделать жизнь в нём интересной. Организуют массовые мероприятия (как правило, они проходят во Дворце культуры или у памятника воинам Великой Отечественной). Для разнообразия досуга здесь имеются кафе, небольшой ночной клуб и вагон-тир. Старожилы стараются поддерживать чистоту на улицах. Жителю мегаполиса приятно созерцать островки асфальта, на которых не валяются бутылки, пластик и бумага.

 На том месте, где сейчас стоят танк и обелиск в честь павших воинов, в 60-е годы прошлого века "красовалось" болото. Его осушили и в 1974-м возвели неподалёку новое здание вокзала.

 

 Лучше всех железнодорожную историю станции знает Тамара Гонтарь, которая 20 лет была здесь начальником.

 В те времена лес-промхоз работал в полную силу, и на Козульке в сутки грузили по 50 вагонов леса. За эти годы Тамара Ивановна успела внедрить на станции немало рационализаторских предложений. Одно из них - проект удлинения посадочной платформы до суммарной длины 15 вагонов - помог осуществить начальник отделения. А то раньше, бывало, электричка притормозит на третьем пути, и кто-то из пассажиров на платформу спрыгнет, а кому-то на насыпь приходилось приземляться.

 

Сапоги и телевизор

Свободное время у железнодорожниц появляется только на пенсии. Теперь можно нянчиться с будущими машинистами и проводницами Пенсионерка с 54-летним железнодорожным стажем Зинаида Дробенко вспоминает, что работа стрелочника была грязной и физически трудной. Зимой, когда смеркается рано, железнодорожницы с керосиновой лампой обходили стрелки - счищали снег и натирали их тем же самым керосином. На каждую точку выдавали по 100 граммов "чистящего вещества".

 Потом Зинаида Тихоновна перешла на должность товарного кассира. Коллеги рассказывают, что она в течение недели помнила все номера накладных и все грузовые вагоны, которые проходили через станцию.

 

 - Это потому, что все документы оформляли вручную, вычисления вели на счётах, тариф выбирали по книге, а километраж - по карте, - объясняет пенсионерка.

 Непременным атрибутом корпоративного стиля железнодорожников в Козульке тогда были резиновые сапоги. По непролазной грязи до конторы приходилось добираться именно в такой обуви. И никто не огорчался, что она не очень сочеталась с платьем или строгим костюмом.

 Молодым специалистам было не до развлечений: работы на станции и на путях хватало. Да ещё дети маленькие у всех. С болью в сердце матери отдавали трёхмесячных малышей в ясли. Но, может быть, именно поэтому те вырастали очень самостоятельными.

 Зинаида Дробенко вспоминает, как в начале 70-х в посёлке начали появляться первые домашние телевизоры. Сын Зинаиды Юрий, закончив 10-й класс, летом устроился работать на лесопосадки. И к осени семья купила новенький чёрно-белый "Горизонт".

 

 Сейчас в посёлке вспоминают те времена с улыбкой. Теперь здесь есть почти всё, что необходимо для жизни современному человеку.

Но главное, чем в последние годы славится станция Козулька, - это вкусные пироги, которые по особому рецепту готовят в столовой дистанции пути. Все участники комиссионного осмотра обязательно заглядывают сюда на обед, когда проезжают по этому участку.

Дарья Максименко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31