"/> "Первый паровоз, как первая любовь" | Красноярский железнодорожник | Газета от 20071123 | 0 полоса
04 июня 2020 18:53

04 июня 2020 18:53

"Первый паровоз, как первая любовь"


В России не принято называть локомотивы именами их создателей. Во времена СССР на них чаще всего красовались звучные инициалы революционных вождей. 14 января 1947 года впервые в истории отечественного локомотивостроения серия паровоза, первоначально названного "Победа", была переименована в честь главного конструктора.
В России не принято называть локомотивы именами их создателей. Во времена СССР на них чаще всего красовались звучные инициалы революционных вождей. 14 января 1947 года впервые в истории отечественного локомотивостроения серия паровоза, первоначально названного "Победа", была переименована в честь главного конструктора.

Новые коломенские локомотивы получили серию Л (Лебедянский). Немногим позднее группа его создателей была удостоена Государственной премии.

Преимущества "Победы"

Машинисты называли этот паровоз "Лебедянкой". Работа над проектом локомотива началась ещё в начале 1944 года. Так велика была уверенность в близкой победе, что за полтора года до мая 45-го конструкторские бюро получили задание разработать проект мирного паровоза, который перевозил бы грузы, необходимые для послевоенного обустройства страны.
Эскизные проекты паровоза типа 1-5-0 разрабатывали Коломенский машиностроительный завод и Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта.
Новый паровоз, обозначенный П-0001 "Победа", совершил первую поездку 5 октября 1945 года от Коломны до станции Рыбное, причём на обратном пути - с вагонами, вес которых превышал две тысячи тонн.
В том же году завод изготовил паровоз П-0002. Колёса локомотива были дисковыми по типу некоторых моделей паровозов серий ФД, ИС. Конструкционная скорость достигала 80 км/ч.


Как показали испытания, которые проводились ВНИИЖТом уже в первом послевоенном году, у "Победы" было много преимуществ.
Проверяли в первую очередь воздействие паровоза на путь и его эксплуатационные тягово-теплотехнические характеристики.
Параллельно испытывался паровоз Еа2201. "Победа", оправдывая своё имя, показала лучшие результаты. Локомотив был хорошо уравновешен и имел высокую силу тяги.
Однако испытания, которые проходили на Московско-Рязанской и Северо-Кавказской железных дорогах, выявили и некоторые конструкционные недостатки. Одна из основных проблем - паровоз был слишком тяжеловесным. В начале 1947 года, при утверждении его к серийной постройке, общую массу в рабочем состоянии довели до 103 тонн, а сцепную - до 91 тонны. (У первых же "Побед" общая масса достигала 107 тонн, сцепная - 94.) Литые боковины заменили конструкциями из проката, увеличили облегчающие вырезы в раме, уменьшили толщину стенок некоторых отливок, и задача была решена.
Локомотив серии Л стал самым массовым грузовым советским паровозом. За семь лет его серийного выпуска на трёх заводах - Коломенском, Брянском и Ворошиловградском - построили более пяти тысяч экземпляров.

Чувствовать машину

Когда Юрий Белянин повёл в рейс свой первый паровоз Л5170, ему не исполнилось и двадцати пяти. По тогдашним меркам - быстрый взлёт в профессии. Экзамен на машиниста сдал без отрыва от производства и стал продолжателем семейной династии. Отец его, Алексей Яковлевич, тоже работал машинистом. В 1936 году были организованы первые курсы для обучения машинистов Красноярской дороги. Отучившись, Алексей Белянин получил удостоверение №000001 - самое первое. В Великую Отечественную воевал, был ранен и комиссован. Паровозники в тылу ценились на вес золота, поэтому, кое-как залечив в госпитале раны, он вернулся на дорогу. Сын пошёл по следам отца.

- Первый паровоз - это как первая любовь, - говорит Юрий Белянин. - Я свою первую "Лебедянку" до сих пор вспоминаю. Машину чувствовать надо!
На паровозе, считает Юрий Алексеевич, работать было намного интереснее, чем на электровозе.
Весовая норма паровозов серии Л - 1400 тонн. Начинал Белянин-младший кочегаром. Приходилось ездить на паровозах с ручным отоплением. По сравнению с ними "Лебедянка", оборудованная стокером, который процентов на пятьдесят облегчал труд всей бригады, была совершенством.
На каждом паровозе работало три бригады. В бригаде Ганюшкина (старшего машиниста) - человека в годах, всем, в том числе и Юрию Белянину, было по двадцать с небольшим.

Однажды, в 1956 году, наш герой, как обычно, отправился в рейс. Шли работы по электрификации, и локомотивная сигнализация не работала. Была на этот счёт даже специальная инструкция. В соответствии с ней пользоваться следовало путевыми светофорами.
Юрий Алексеевич остановил состав на предвходном станции Зыково. И тут ЧП. В хвост поезда въехал другой состав. Побежал посмотреть. В кабине паровоза-нарушителя никого нет, всё завалено углём, колосники перевёрнуты. Бригаду, допустившую столкновение, арестовали. Юрий Белянин, быстро оценив ситуацию, успел предупредить следующий по соседнему пути чётный поезд.

Генсеки

В советские времена только профессионалу первой руки могли доверить сопровождать правительственные составы. Юрию Алексеевичу выпала честь и ответственность встречать двух генсеков - Хрущёва и Брежнева:
- В правительственном составе вместе с Никитой Сергеевичем путешествовал чёрный автомобиль. На станцию Красноярск прибыли утречком, машину быстро по настилу спустили на перрон, и Хрущёв отправился в город. Огромная толпа, собравшаяся на вокзале поприветствовать главу государства, была разочарована - за рядами оцепления ничего не было видно.


Во время визита в Красноярск Леонида Ильича охрана была беспрецедентная. На ноги поставили всех: милицию, КГБ. Вдоль полотна у каждой опоры стояли курсанты военных училищ, стыдливо прячась в кустах. Когда состав выехал с Овинного, над ним стал кружить вертолёт.
На станции Юрий Алексеевич побежал посмотреть Ильича да немного припоздал - тот уже садился в машину, забыв поприветствовать красноярцев своим коронным жестом.
Юрий Белянин отработал на магистрали в общей сложности 45 лет. Предотвратил два случая, которые могли, если бы не его профессионализм, закончиться крушением. Внёс несколько рационализаторских предложений. За 11 лет работы в должности машиниста-инструктора пассажирского движения он подготовил не один десяток специалистов.

 
Мария Кузнецова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30